143 лучших эксперта
по красоте и счастью

Безумные факты о моде 19 века: красота и абсурд в одном флаконе

В «тренде» бледность

В XIX веке эталон женской красоты был напрямую связан с моральным обликом женщины. В моде была возвышенность и духовность. Красивой считалась бледнолицая дама, с утончёнными манерами, словно сам ангел во плоти.

Если кожа девушки имела смуглый оттенок или была украшена веснушками, общественность расценивала это как характерные черты представителей низшего класса. Такая кожа, считалось, бывает у женщин, работающих под открытым солнцем, на улице. Именно поэтому главный «тренд» 19 века – стремление отбелить лицо, сделать его максимально светлым, без веснушек и пигментных пятен.

«В городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провёл по лицу….». Адам Олеарий. «Описание путешествия в Московию».

Свинцовые белила для лица использовались ещё со времён Древних Афин.

А в 19 веке обрели популярность венецианские белила, которые славились своим повышенным содержанием свинца, а следовательно, более плотным и равномерным слоем покрытия. Они придавали коже благородную атласную гладкость.

Но, было и несколько страшных фактов: под регулярным воздействием свинца кожа становилась морщинистой и жёлтой, а с амии красавицы нередко страдали от «свинцовой колики» – острого отравления, с высокой температурой и схваткообразными болями в животе.

Однако, на косметику эти беды барышни 19 века не списывали, находя им другие объяснения.

Фото
Фото Freepik

Ядовитый макияж

Есть свидетельства, что сернистая ртуть или киноварь входила в состав красок для волос, а также использовалась в качестве румян.

Двухлористую ртуть (сулему) использовали для смягчения кожи и выведения веснушек. Ядовитой сурьмой подкрашивали глаза и прорисовывали брови. А для выразительного блеска закапывали в глаза сок ядовитого растения белладонны.

О вредности средств для макияжа женщины прекрасно знали, однако передавали «секреты» из уст в уста. Например, в «Дамском сборнике» приводится пошаговая инструкция выведения веснушек сулемой, с ремаркой: вредно!

«Это средство, очень сильное и может иметь влияние на общее здоровье организма. Его можно употреблять только в самых упорных случаях. Чтобы получить раствор, нужно растворить 20 гр. Сулемы в спирте, а затем долить воды, доведя до объёма стакана. Смоченные этим раствором компрессы, прикладывают на лицо, где есть на веснушки и держат 5 минут». «Дамский сборник», 1882 год.

Начёсы и цветы в причёсках

В 19 веке на смену высоким женским причёскам пришли более скромные начёсы.

Однако, отказавшись от абсурдной вычурности и пышности, женщины 19 века стали активно использовать различные украшения для волос. В те времена в моду вошли гирлянды для волос из искусственных цветов. Эти украшения наносили заметный урон здоровью модниц: в них было высокое содержание ртутных примесей.

Проблемой оставалась гигиена: волосы женщины мыли редко, а чтобы расплести начёсы и всевозможные косы, женщины пользовались аммиачной водой. Она делала волосы послушнее, а вот кожу головы сжигала.

Не удивительно, что модницы тех лет нередко страдали от педикулёза. Вшей выводили при помощи вычёсывания, смазывания волос свиным салом и уксусом.

Первые шампуни появились только в 1927 году.

Фото
Фото Freepik

Осиная талия любыми способами

Не всем от природы дано быть стройными, но в 19 веке к осиной талии стремились все модницы.

С детства девочек приучали к ношению корсетов: их делали из ивовых прутьев, китового уса, и даже металлические.

Долгое ношение таких корсетов приводило к необратимым изменениям: страдали кости грудной клетки, органы, девушки постепенно угасали от ежедневного удушья… Война корсетам была объявлена в середине 19 века.

Женские платья

В начале 19 века всё ещё были в моде муслиновые платья – одежда из крайне тонкой, воздушной ткани. Модницы надевали их на голое тело и обливались водой, чтобы ткань прилегала ещё плотнее.

Жертвами такой моды стали многие модницы: муслин абсолютно не походил даже для европейской зимы. Модницы замерзали и вскоре умирали от воспаления лёгких.

Затем, вновь пришла мода на пышные наряды. В 50–60-е на пике моды был «кринолин» — широкие юбки на обручах. Такие платья позволяли женщинам спрятать какие-то несовершенства фигуры, порой даже округлившийся животик при беременности, но были они тоже крайне неудобными.

Металлические прутья обручей выскакивали, рассекая ноги в кровь. Да и передвигаться в пышных платьях было крайне сложно: юбки не проходили в дверные проёмы, в них сложно было сесть в карету, а самое страшное, задрапированные подолы нередко загорались и приводили к пожарам: зацепить горячую свечу платьем – было обычным делом.

Опасность моды на пышные праздничные одежды таилась и в том, что такие платья не стирали. Пятна выводили с них различной «химией», которая накапливалась в складках ткани. Нередко платья передавали по наследству, от богатых тётушек юным невестам.

Фото
Фото Википедия

Подстерегала модниц 19 века и ещё одна опасность — красивые цвета. Все яркие расцветки тканей получались путём окрашивания их ядовитыми веществами. Чем красивее и ярче был цвет платье, тем выше риск отравлений, кожных высыпаний и т.д.

Также рекомендуем вам прочитать ещё одну интересную статью: Тренды французской моды XIX века, которые актуальны и сегодня

Весь эксклюзив в Телеграм!
Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА +1
Загрузка...

Понравилась статья? Поделитесь ей:


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении