143 лучших эксперта
по красоте и счастью

«Иметь или не иметь»: рассуждаем о запрете пропаганды чайлдфри среди детей – мнение экспертов

Человеческая жизнь немыслима без конфликта. Я сейчас не про ссоры, размолвки или скандалы – нет. Я о конфликте как о столкновении различных точек зрения, мнений, убеждений, вкусов, ценностей, выборов.

Человек каждый день должен выбирать – между социальным и биологическим; между личным и общественным, индивидуальным и коллективным; между хочу и должен, между «душа просит» и «так принято», между новым и старым…

Ну, устроено оно так. Никак по-другому. Конфликты были, есть и будут. Это часть жизни.

К счастью, сейчас всё меньше и меньше конфликтов носят непримиримый характер.

Сейчас мы обладаем более или менее ощутимой свободой, чтобы решать такие вопросы, как замужество или родительство. И, тем не менее, иногда возникает чувство, что кто-то посягает на святое – на свободу выбора.

Фото
Фото Freepik

Чайлдфри представляет серьёзную угрозу для воспроизводства

Вполне возможно, что в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» будут внесены изменения, касающиеся чайлдфри.

В таком случае пропаганда осознанного отказа от родительства окажется в одном ряду с нетрадиционными сексуальными предпочтениями или отношениями. И, кажется, что как-то оно не в тему, но такое впечатление создаётся лишь при первом приближении.

Ведь закон предполагает также и защиту детей от информации, которая может разрушать семейные ценности и формировать неуважительное отношение к родителям.

Государство, несмотря на признание ценности отдельной человеческой жизни, всегда будет на стороне общества как социального организма.

О личном счастье каждый должен заботиться самостоятельно, не сваливая ответственность на государство, времена или систему. Для общества крайне важны такие процессы, как самовоспроизводство, сохранение и передача опыта, а без традиций это было бы затруднительно.

Традиции нужны, важны, они были, есть и будут, даже если это кому-то очень не нравится.

Явление чайлдфри представляет серьёзную угрозу для воспроизводства, а потому если не всегда, то ещё очень долго будет противопоставляться традиционным ценностям.

В этом смысле закон делает то, что должен – стоит на страже интересов общества как системы.

Что важно понимать: никакой закон не запрещает человеку быть чайлдфри, делать выбор в пользу этого образа жизни, этих ценностей. Поэтому свобода выбора взрослого человека здесь никак не пострадает.

Однако, если прививать ценности и идеалы бездетности юному созданию, его свобода выбора может реально пострадать.

Ребёнок ещё не обладает необходимой степенью ответственности и жизненного опыта, чтобы принимать решения, определяющие судьбу. Вдохновив ребёнка идеалами чайлдфри, можно действительно лишить его выбора.

Да, закон тоже предписывает показывать ребёнку только одну сторону – традиционную, но этот вариант априори безопасен.

Традиционные ценности – это то, с чем юноша или девушка относительно легко вступят в полноценную социальную жизнь, адаптируются к ней и смогут вписаться в общий социальный механизм.

Традиционные ценности обеспечивают социальное выживание, а во многих случаях ещё и моральные, психологические бонусы – поощрение, одобрение, похвалу, признание, уважение.

Став взрослым, человек сам может решить, стоит оно того или нет.

Фото
Фото Freepik

«Иметь или не иметь»

Больше всего вопросов у меня вызывает формулировка, поясняющая, что считать пропагандой добровольного отказа от рождения детей: «распространение информации, направленной на формирование у детей положительного образа бездетности и сознательного желания не иметь детей, не связанного с медицинскими противопоказаниями».

Здесь мы сталкиваемся как минимум с двумя проблемами.

Первая проблема связана с формированием положительного образа бездетности. Закон касается распространения «информации», в том числе и посредством «информационной продукции» графического или текстового характера.

Это несложно взять под контроль.

Но положительный образ, связанный с определённым образом жизни, чаще всего формируется через такой позитивный механизм социализации.

Пример. Живёт пара-чайлдфри, живёт счастливо, успешно, относительно беззаботно, являя собой пример того, как может жить свободный, творческий, самодостаточный человек. Будет ли эта пара «распространять информацию», пропагандировать бездетный образ жизни?

Формально – нет. Но информация (в широком смысле слова) от них будет исходить и считываться другими, в том числе и детьми. И, вероятно, это окажет на ребёнка более сильное влияние, нежели пост или ролик в соцсети.

Вторая проблема связана с теми причинами, которые нередко приводят к выбору позиции чайлдфри. Обычно люди выбирают эту позицию ну точно не потому, что что-то о ней прочитали.

Кто-то считает чайлдфри «западным» явлением. Это вызывает некоторые сомнения. Слово, конечно, «не наше», а для появления самих идей возможностей достаточно и в отечестве.

Медицина, наука, общественное мнение – в наши дни человеку позволительно решать вопрос про «иметь или не иметь».

Я не согласна с тем, что явление чайлдфри способствует разложению института брака. Скорее, наоборот.

Институт брака отживает в силу исторических и социокультурных факторов, а образ жизни, не связанный с брачными отношениями, уже следствие.

Так что для борцов с осознанной бездетностью есть более серьёзная задача, нежели мониторинг информационной продукции – это укрепление брака как социального института.

Фото
Фото Freepik

Психологические мифы о чайлдфри

В сети можно найти исследования, которые утверждают, что уровень образования имеет корреляцию с желанием иметь ребёнка или несколько детей.

Чем выше уровень образования, тем меньше у людей желание иметь много детей, хотя один ребёнок для многих желанен.

Есть основания полагать, что те же чайлдфри в основном люди не просто с высшим образованием, а люди действительно образованные, начитанные, эрудированные (естественно, не все, но большинство из них).

Они руководствуются не столько эгоизмом, сколько осознанным выбором и здравым смыслом.

В семьях, где уровень образования минимальный, многодетность – явление более распространённое.

Хоть и не очевидно, но вопрос «детности и бездетности» затрагивает и вопрос о качестве образования нации или о содержании образовательных стандартов, здесь уж смотря, как к этому подойти.

Наконец, нельзя не отметить некоторые психологические мифы.

Существует мнение, что позицию чайлдфри обычно выбирают люди, чьё детство было неблагополучным, или даже получившие психотравму. Естественно, такие случаи есть, но они – как одна из сторон многогранника – полной картинки не дают.

Сейчас очень распространёнными являются последствия такой интересной ситуации: родители не имели высшего образования или имели незаконченное, для них обеспечить ребёнку «хорошее образование» было чуть ли не мечтой жизни.

Ребёнок получал высшее образование, расширял кругозор и видел, что не особо хочет жить так, как жили его родители (даже если семья была вполне благополучной, в ней было много бытовых вопросов, были естественные трудности во взаимоотношениях).

Что мы имеем сегодня?

У огромного числа женщин 55-65 лет нет (и не будет) внуков, а их дети – те, кому сейчас 35-45 (особенно, если они были единственными), и слышать ничего не хотят о браке и собственных детях.

Фото
Фото Freepik

Другая ситуация.

Девочка росла в счастливой, благополучной семье, в которой у неё были братья и сёстры. Однако она была старшей из них, так что свою порцию «материнства» отхватила с лихвой.

Велика вероятность того, что такая девочка тоже выберет позицию чайлдфри – и это несмотря на то, что прививались ей как раз традиционные, семейные ценности. Пропаганды чайлдфри не было, а результат именно такой.

Процесс формирования ценностей крайне сложен, здесь недостаточно распространять или не распространять информацию. Государство ориентировано на сохранение традиционных ценностей – это его долг, это гарантии социального воспроизводства, здесь какие могут быть дискуссии?

Но проблема осознанной бездетности связана и с экономикой, и с образованием, и с достижениями науки и медицины, и даже с моральными нормами.

Как это будет решаться – непонятно.

А пока что всем, кто выбрал для себя позицию чайлдфри, придётся быть осторожнее и деликатнее – десять раз думать прежде, чем что-то писать в соцсетях о себе и своём образе жизни.

Комментирует Елена Истягина-Елисеева

Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни; научный руководитель Института спортивного менеджмента и права НИУ ВШЭ.

Фото
Елена Истягина-Елисеева. Фото @vk.com/istyagina.eliseeva

К сожалению, оснований для оптимизма по демографической ситуации в нашей стране немного. И если рассматривать данную инициативу в контексте государственной политики, то это вопрос национальной безопасности.

Если в России не будет воспроизводства населения, то жить на территории нашей страны очень скоро будет некому. Вернее, её с радостью займут уже другие народы.

Мировая пропаганда антисемейных ценностей способствует тому, что белое население уменьшается в геометрической прогрессии. И если мы хотим сохранить культуру во всём её многообразии, то необходимо заниматься вопросами семейных ценностей.

Посмотрите на Азию, индонезийский и мусульманский мир – там проблем с воспроизводством населения не стоит.

Другой вопрос, какими методами собираются бороться с пропагандой чайлдфри.

Моё глубокое убеждение, что к столь серьёзному вопросу необходимо подходить комплексно, привлекая специалистов из разных отраслей, включая обязательную консультацию с психологами на всех этапах работы, дабы избежать травм уже другого рода.

Более того, убеждена, что давление общества на женщину «рожать надо» не несёт за собой ничего хорошего. Ребёнок должен появляться в любви, а не потому, что тикают пресловутые часики.

Многочисленные социальные меры поддержки материнства в нашей стране, увы, не дают колоссальных результатов. Стоит отметить, что Минтруд РФ прикладывает серьёзные усилия для того, чтобы повлиять на ситуацию.

«За женщину и ребёнка надо отвечать»

Я считаю, что в первую очередь в стране надо заниматься вопросом репродуктивного поведения.

Многие опросы показывают, что женщины готовы родить, но ставят вопрос: «А для кого рожать?» Наши мужчины все больше сосредоточены на удовольствии, и всё меньше хотят ответственности за семью. За женщину и ребёнка надо отвечать.

Что мы сейчас наблюдаем – найти подругу сейчас для постельных утех – не проблема.

Многие мужчины начинают воспринимать женщин только как источник удобства или удовольствия. А семью – как источник лишних проблем. А благодаря телевидению, фильмам в нашей культуре вообще романтизируется образ одиночек.

Фото
Фото Freepik

Надо использовать всевозможные каналы для того, чтобы давать примеры счастливых отношений, при этом избегая идеализации.

Необходимо учить людей строить отношения друг с другом, опираясь на морально-нравственные основы. Вообще, очень важно с малых лет учить людей эмоциональному интеллекту!

А парам необходимо учиться навыкам общения и ведения переговоров, как сохранить отношения. И напоминать о том, что отношения в любви – это прекрасно, а не романтизировать в кино случайные половые связи.

И тогда вопрос о чайлдфри отпадёт сам собой. При этом, безусловно, всегда был небольшой процент людей, кто абсолютно осознанно по ряду причин не хотел иметь детей.

Что ж, это их выбор. Главное, чтобы он был осознанный, а человек проработал свои какие-то травмы. Зачастую именно детские травмы способствуют такой позиции.

Журнал Colady.ru благодарит вас, что нашли время познакомиться с нашими материалами.

Нам очень приятно и важно знать, что наши старания замечают. Просим поделиться впечатлениями о прочитанном с нашими читателями в комментариях!

Также рекомендуем вам прочитать ещё одну интересную статью: Чайлдфри — это эгоизм или выбор зрелой личности?

 

 

Весь эксклюзив в Телеграм!
Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА +3
Загрузка...

Понравилась статья? Поделитесь ей:


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении