143 лучших эксперта
по красоте и счастью

Почему современные родители отдают предпочтение терапевтическим сказкам – комментарий детского психотерапевта

Сказки любят не только дети, но и взрослые. Причём ребёнку такого рода волшебные истории необходимы жизненно, ведь они способствуют эмоциональному и чувственному развитию, помогают формированию личности и подготавливают к выходу во «взрослый мир». Так считалось всегда, однако, сейчас всё больше вдумчивых и осознанных родителей – особенно, матерей – отдают предпочтение не фольклорным, а терапевтическим сказкам. Давайте разберёмся, почему.

дети читают
Фото Pexels

Читайте также: Как быть, если у родителей и бабушки разные взгляды на воспитание – ответ психолога

Сказка должна научить, а не навредить

Ситуация – на день рождения ребёнку Эллы (имя изменено) гости надарили книги сказок. Прежде, чем давать их сыну, молодая мать решила сама ознакомиться с содержанием. Конечно, в её детстве были сказки, однако, смутно припоминалось, что после некоторых из них было страшно спать без света.

Вот, например, немецкая народная сказка «Гензель и Гретель», записанная братьями Гримм. В голодный год отец уводит своих детей в лес. Причём делает это дважды – в первый раз мальчик с девочкой находят дорогу домой. Затем дети бредут по лесу и попадают в ловушку ведьмы-людоедки, живущей в пряничном домике…

А вот «Красная Шапочка», история о девочке, отправленной матерью в одиночестве через лес и заговорившей, на свою беду, с волком…

Русская сказка «Гуси-лебеди» учит слушаться родителей и добросовестно исполнять порученные дела. В конкретном контексте – следить за братом. Однако, Элла, историк по образованию, знала, что кисель у древних славян был обязательным блюдом на поминках. Значит, делая глоток из реки с кисельными берегами, девочка оказывалась в царстве мёртвых.

книга детская
Фото Pixabay

Известно было женщине и о том, что во время, когда были написаны «Гензель и Гретель» и «Красная Шапочка», Западная Европа познала несколько страшных голодных лет. Поэтому детям и внушали в пугающей форме – нельзя разговаривать с незнакомцами. Украдут и съедят.

Для своего ребёнка Элла однозначно хотела доброе детство и позитивные истории. Не пугающие, но воспитывающие.

Возможно, вас заинтересует: Педагог рассказал, от чего нам нужно защищать своих детей и до какого возраста тотальный контроль эффективен

Терапевтическим сказкам под силу решить проблемы ребёнка

Такие истории могут написать как профессиональные сказкотерапевты, так и сами родители ребёнка. Главное – организовать в рамках сказки безопасное пространство, в котором герой, похожий на конкретного ребёнка, успешно решает те или иные проблемы.

Можно сказать, что это альтернатива объяснениям или нотациям, не вызывающая психологического сопротивления у детей.

Если родители видят, что ребёнка что-то мучит, но он боится этим поделиться, ему можно предложить придумать сказку вместе. В такой форме детям легче будет открыть свои чувства и выразить эмоции, а мама или папа посмотрят на проблемы глазами ребёнка.  Таким образом, терапевтические сказки окажутся одинаково полезны и для детей, и для их родителей, позволив им наладить взаимопонимание.

бабушка читает внукам
Фото Pxhere

Какие бывают терапевтические сказки

  • Психотерапевтические – применяются для борьбы с самыми распространёнными детскими страхами (например, боязнь темноты) или проблемным поведением (скажем, драчливость или враньё).
  • Дидактические используются для дошкольников или младших школьников, когда им необходимо привить полезные навыки, не вызывая сопротивления.
  • Художественные терапевтические сказки имеют общие черты с фольклорными, однако, имеют в своей основе принцип «непричинения вреда».
  • Медитативные сказки не решают определённых проблем, они, скорее, помогают ребёнку психологически расслабиться. Соответственно, не имеют конфликтных ситуаций.

Как написать терапевтическую сказку самостоятельно

Пожалуй, никто не чувствует и не знает малыша так хорошо, как его собственная мама. Однако, решив создать историю для своего ребёнка, женщина должна учитывать следующее.

Во-первых, героем должен быть не сам ребёнок, но персонаж, похожий на него определёнными чертами. Возможно, возрастом, цветом глаз или привычкой кормить птиц на улице.

Во-вторых, в сказке у героя должны быть друзья, с которыми он поделится переживаниями и получит помощь.

В-третьих, историю и поступки героев необходимо обсудить с ребёнком, но – только в том случае, если он сам не возражает. Само собой, сказка должна иметь добрый и счастливый конец.

Комментарий детского психотерапевта Майи Макиевой

Майя Макиева

Да, нам очень повезло, что мы живём во времена психологической грамотности, когда родители стараются сделать так, чтобы ребёнок всегда чувствовал себя защищённым и жил в психологически комфортной обстановке.  И здесь очень важную роль играет именно сказкотерапия, которая является эффективным инструментом для формирования здоровой психики ребёнка. Терапевтические сказки не только помогают развивать воображение детей, но и учат извлекать уроки из разных событий. И это прекрасно.

Но здесь есть один нюанс, который нужно учитывать родителям: совсем ограждать от фольклорных сказок психику ребёнка не нужно, ведь дети разные, и стоит понаблюдать за своим малышом, как он реагирует на сказки, мультики, пугают ли его «страшилки» или он, наоборот, интересуется ими. В последнем случае было бы разумно небольшими порциями и очень аккуратно преподносить ребёнку некоторые сказки из фольклора, но обязательно с оговорками, например, произошло в сказке что-то нехорошее, с вашей точки зрения, а ребёнка это позабавило.

В таком случае объясняйте ребёнку, что чувствовал «пострадавший» герой сказки в этот момент и почему так делать не стоит. То есть вы учите ребёнка эмпатии, а это поможет ему в будущем развить коммуникативные способности. И ещё бывают сказки, которые дети часто просят перечитывать. Выясните, какой момент из сказки его так интересует, и попробуйте распознать, какой жизненный сценарий, какую жизненную стратегию в этот момент формирует ваш ребёнок. Если сценарий благополучный, то порадуйтесь вместе с ребёнком, а если нет, то посоветуйтесь с психологом, что в этой ситуации вы можете предпринять и стоит ли вообще вмешиваться вам, либо специалисту.

Если же вы часто читаете ребёнку фольклорные сказки, порой со страшными сюжетами, то каждый такой момент в сказке стоит проговаривать. Нужно обсуждать с ребёнком и пытаться найти выход из любой ситуации, чтобы ребёнок учился решать проблему, а не боялся её. Например, «Красная шапочка» может научить вашего малыша не доверять незнакомым людям и не ходить с ними никуда. Ну и, конечно же, родитель должен прочитать сказку сначала сам, проанализировать её, убедиться, что сказка со счастливым концом и только после этого преподносить её ребёнку.

Весь эксклюзив в Телеграм!
Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА +1
Загрузка...

Понравилась статья? Поделитесь ей:


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении