Как повысить самооценку ребенка – эффективные советы психолога родителям
Самооценка – качественный показатель. Он отражает мнение человека о себе и своем месте в обществе, появляется в первые годы жизни и остается значимым на всем ее протяжении. Если знать, как повысить самооценку ребенку, можно заложить прочный фундамент его здорового развития.
Содержание статьи:
Признаки низкой самооценки ребенка
Маленькие дети и дошкольники рассматривают себя, как элемент семьи, и авторитет родителей для них важнее, чем вся информация, приходящая извне.
К 12 годам они накапливают опыт общения, учатся критически мыслить и сомневаться. Теперь сверстники и учителя влияют на них больше, чем близкие люди, количество требований резко возрастает.
Признаки того, что ребенок не справляется с ожиданиями родителей или окружающих:
- Малыш держится в стороне от других детей, скрещивает ноги, группируется, не смотрит в глаза взрослым.
- Не переносит критику, не умеет проигрывать, часто плачет вместо того, чтобы отстаивать свою правоту.
- Отказывается быть первым в играх и соревнованиях, не выступает инициатором чего-либо.
- В больших группах не высказывает свое мнение, пока к нему не обратятся напрямую – уверен в собственной бесполезности, боится быть осмеянным.
- Дошкольник или подросток без причины агрессивен. Так он пытается защитить себя от нападения.
- Отсутствует интерес к собственному внешнему виду – ребенок может быть неопрятным, ходить в одной одежде несколько дней, забывать про чистоту волос и ногтей.
- Ребенок говорит тихо, непонятно. Строит короткие предложения, может оборвать речь из-за недостаточного внимания к нему.
- Слишком жесток к себе, подолгу переживает из-за собственных ошибок, не верит в возможность успеха.
- Дети постарше пытаются повысить самооценку с помощью издевательств над младшими и слабыми.
У ребенка может обнаружиться один, несколько — или сразу все эти признаки. Нельзя сказать точно, относятся ли они к низкой самооценке, или сигнализируют о других проблемах.
Чтобы исключить ошибку, следует изучить окружение ребенка.
Возможные причины тревожного поведения
Дети до 3 лет думают, что мир существует для них. Уверенность в собственной исключительности покидает их постепенно, под давлением внешней информации, которая несет с собой негативный опыт.
События, которые могут привести к тревожным последствиям:
- В обществе сложилось мнение, что личные особенности ребенка являются его недостатками. Например, склонность к ожирению, низкий рост, необычный тембр голоса, родимые пятна, врожденные дефекты.
- Чрезмерно заботливые родители не позволили малышу вырасти самостоятельным, научиться преодолевать трудности, испытать триумф при освоении новых навыков.
- Невнимательные родители в своих заботах не уделяли время малышу, чем внушили ему уверенность, что он лишний и ненужный, его потребности только мешают окружающим достигать важных целей.
- Ребенку часто ставили в пример более успешных детей. Это научило его злиться на других, не верить в себя и добиваться хороших результатов не ради удовольствия, а для разовой похвалы.
- Токсичная атмосфера в школе – самая частая причина низкой самооценки. Неуважение, нежелание прислушаться к детским потребностям, запугивания и подавление индивидуальности для удобства учителя приводят к последствиям, лечить которые детям предстоит много лет.
Если в жизни ребенка происходило хотя бы одно из этих событий, то наблюдаемые особенности поведения действительно говорят о низкой самооценке. Работать с этой проблемой можно в любом возрасте. Подросток не меньше дошкольника нуждается в профилактике и лечении депрессивных состояний.
Способы повышения детской самооценки
Так как ребенок может столкнуться с проблемой в любом возрасте, есть несколько способов ее решения.
Детей можно условно поделить на 3 возрастные группы:
- Дошкольники (3 – 7 лет).
- Школьники (8- 12 лет).
- Подростки (13 – 16 лет).
Деление не имеет четких границ; личные особенности ребенка позволяют отнести его к другой группе.
Как помочь дошкольнику
В раннем возрасте люди безоговорочно доверяют родителям. Этот авторитет нужно использовать во благо ребенку.
- Ребенок должен слышать слова поддержки
Каждый шаг неуверенного в себе человека сопровождают страхи и сомнения. Малышу необходимо знать, что мама или папа рядом, они пристально следят за его успехами и готовы помочь в любой момент.
Подкрепить веру в его неуязвимость помогут регулярно повторяемые фразы:
- «Мы любим тебя, даже когда ругаем. Особенно, когда ругаем».
- «Я верю, что ты сможешь. Сейчас или в следующий раз. Однажды у тебя все получится».
- «Эти дети не лучше тебя. Вы равны».
- «У тебя есть отличие от других детей. Но твои друзья об этом не думают. Они просто любят тебя».
Малышу не будет интересно слушать длинные истории. Он отвлечется — и не запомнит главного. Намного эффективнее говорить короткие фразы, находясь на одном уровне и поддерживая тактильный контакт. Можно взять ребенка на руки, сесть рядом, лечь в одну постель, или даже на пол.
- Ребенок хочет быть победителем
Если малыш хорошо играет в какие-то игры или выполняет спортивные упражнения, нужно чаще заниматься этим. Пусть будет много зрителей и участников, дети любят похвалу и поздравления с победой. Положительный опыт публичных соревнований поможет малышу побороть страх выступлений.
Важный момент – каждая победа должна быть встречена бурной радостью. Избаловать вниманием ребенка с низкой самооценкой невозможно.
- Игрушки вернут уверенность в себе
Дети познают мир и себя через игру. Это — самый быстрый способ донести до них любую информацию и закрепить ее.
Чтобы научить ребенка быть смелым в коллективе, нужно разыгрывать сценарии, в которых главный герой не боится противостоять множеству врагов и неизменно выходит победителем.
Для таких игр подойдут куклы, игрушки собственного изготовления или марионетки. Можно создать театр теней или снять собственный фильм.
- Ребенок должен понять ценность ошибок
Боязнь ошибиться – одна из характерных черт неуверенных в себе людей. Часто они решают промолчать вместо того, чтобы озвучить свои потребности и ценные мысли. Дети боятся, что, в случае ошибки, сверстники их засмеют, а взрослые накажут.
Чтобы перебороть эту боязнь, взрослые объясняют малышам, что ошибаться нормально и даже полезно. Если не знать, к чему приведет оплошность, можно упустить много интересных открытий.
Родители могут рассказать детям о Колумбе, как о примере великого человека, который тоже иногда ошибался, но в итоге открыл целый континент.
- Развивающие секции помогут справиться с неуверенностью
Детские клубы предлагают занятия на любой вкус. В таких кружках ребенок не только будет регулярно улучшать определенный навык, но и получит необходимое внимание.
В группах по 5 – 8 человек каждый на виду у педагога, а значит, каждому придется проявить себя, показать свои ошибки и проработать их.
Чтобы ребенок быстро обрел уверенность в себе и навык публичных выступлений, следует водить его в театральную студию. Для малышей не проводят кастинги, и каждый может заниматься полезным искусством.
Как помочь школьнику
В период кризиса авторитетов, когда родительские слова подвергаются критике, а мнение сверстников выходит на первый план, бороться с замкнутостью ребенка становится сложнее. Все еще необходимо поддерживать школьника, интересоваться его мнением и просить совета.
Но есть нюансы, с которыми раньше родители не сталкивались. И именно на них следует обратить внимание.
- Нельзя ругать ребенка за плохие оценки
Учиться ради оценок и получать полезные знания – противоположные процессы. Оценки бывают объективными реже, чем хочется думать. А значение, которое им придается, заставляет детей переживать и бояться.
Если реакция родителей будет слишком бурной, это приведет к детской замкнутости и неуверенности в себе.
- Нельзя требовать от ребенка больше, чем он может
Современные школьники вовлечены в учебную и внеклассную деятельность так глубоко, что не успевают отработать полученные навыки. Это приводит к непониманию со стороны педагогов.
Важно объяснить школьнику, что невозможно обучиться всему быстро, требуется время и практика, чтобы достичь успехов. Если что-то не получается, не нужно винить себя, а просить помощи – не стыдно.
Родителям же стоит всегда откликаться на подобные просьбы.
- Нужно замечать хорошее
Чтобы ребенок научился видеть плюсы во всем, нужно научить его анализировать незначительные события. Простая игра поможет сделать это вместе.
Перед сном нужно закрыть глаза, вспомнить прошедший день, и поочередно называть 3 приятных момента. Сначала будет трудно, но через несколько дней ребенок научится играть быстро и с удовольствием.
Как общаться с подростком
Ученики старшей школы сталкиваются со множеством трудностей. Комплексы, которые зарождаются в этот период, наиболее опасны. При этом родительский авторитет почти пропадает. Методы и приемы воздействия на детей не работают со сформировавшимися членами общества. Единственный способ контролировать подростка – быть честными и уважать его границы.
Подросток будет доверять родителям, которые говорят с ним на равных. Но поддержка не должна выходить за рамки семьи: устраивать публичные скандалы с обидчиками ребенка – значит унизить его перед важными для него людьми.
Низкая самооценка делает жизнь ребенка трудной и однообразной. Задача родителей – не допустить этого и подружиться со своим ребенком.