Внимание! Вы используете устаревший браузер.
Правда про работу нашего мозга: типичные заблуждения большинства
Автор статьи
Мария Михирева

Время на чтение: 3 минуты
АА

Ученые полагают, что наш мозг — самый сложный объект во Вселенной. Исследованиям возможностей мозга уделяется много сил, однако нам все еще известно очень мало. Однако есть кое-что, что мы знаем точно. Тем не менее, среди людей, далеких от науки, широко распространены заблуждения, касающиеся работы мозга. Именно им и посвящена эта статья.


Работа нашего мозга

1. Наш мозг работает всего на 10%

Этот миф широко эксплуатируется всевозможными адептами экзотических учений: мол, приходите в нашу школу саморазвития, и мы научим вас использовать мозг на полную при помощи древних (или секретных) методов.
Однако мы используем наш мозг отнюдь не на 10%.

Регистрируя активность нейронов, можно определить, что в каждый момент времени работает не более 5-10%. Однако столько клеток «включается» при выполнении определенной деятельности, например, чтения, решения математической задачи или просмотра кинофильма. Если человек начинает делать что-то другое, начинают работать другие нейроны.

Человек не может одновременно читать, вышивать, вести машину и вести осмысленный диалог на философские темы. Нам просто не нужно в каждый момент времени использовать весь мозг сразу. И регистрация всего 10% активных нейронов, которые участвуют в выполнении какой-либо задачи, вовсе не обозначает, что наш мозг работает «плохо». Это говорит лишь о том, что мозгу просто незачем постоянно задействовать все имеющиеся возможности.

2. Уровень интеллектуальных способностей зависит от размеров мозга

Связей между объемом мозга и уровнем интеллекта не существует. Связано это прежде всего с методологическими сложностями. Как именно измерить интеллект?

Существуют стандартные тесты, которые помогают определить способность человека решать те или иные задачи (математические, пространственные, лингвистические). Оценить уровень интеллекта в целом практически невозможно.

Работа нейронных связей

Существуют определенные корреляции между размерами мозга и результатами тестов, однако они сравнительно невелики. Можно обладать большим объемом мозга и при этом плохо решать задачи. Либо, напротив, иметь маленький мозг и с успехом осваивать сложнейшие университетские программы.

Нельзя не сказать и про эволюционные аспекты. Есть мнение, что в ходе развития человечества как вида мозг постепенно увеличивался. Однако это не так. Мозг неандертальца, нашего прямого предка, больше, чем у современных людей.

3. «Серые клеточки»

Существует миф о том, что мозг — это исключительно «серое вещество», «серые клеточки», о которых постоянно говорил великий детектив Пуаро. Однако мозг имеет более сложную структуру, которая до сих пор не изучена до конца.
Мозг состоит из ряда структур (гиппокампа, миндалины, красного вещества, черной субстанции), каждая из которых, в свою очередь, включает разные как морфологически, так и функционально клетки.

Нервные клетки составляют нейронные сети, которые взаимодействуют посредством электрических сигналов. Строение этих сетей пластичное, то есть они меняются со временем. Доказано, что нейронные сети могут изменить структуру, когда человек осваивает новые навыки или обучается. Таким образом, мозг не только очень сложная, но и постоянно меняющая саму себя структура, способная к запоминанию, самообучению и даже самовосстановлению.

4. Левое полушарие — это рациональность, а правое — креативность

Два полушария мозга

Это утверждение правдиво, но лишь частично. Каждая решаемая задача требует участия обоих полушарий, и связи между ними, как показывают современные исследования, гораздо сложнее, чем было принято считать раньше.
В качестве примера можно привести восприятие устной речи. Левое полушарие воспринимает смысл слов, а правое — их интонационную окраску.

При этом дети до года, когда слышат речь, улавливают и обрабатывают ее правым полушарием, а с возрастом в этот процесс включается и левое.

5. Повреждения мозга необратимы

Мозг обладает уникальным свойством пластичности. Он может восстанавливать утраченные из-за травмы или инсульта функции. Конечно, для этого человеку придется долго учиться, чтобы помочь мозгу перестроить нейронные сети. Однако невыполнимых задач не существует. Есть методы, позволяющие вернуть людям речь, возможность владеть руками и выполнять ими тонкие манипуляции, ходить, читать и т. д. Для этого разработаны техники восстановительного обучения, базирующиеся на достижениях современной нейронауки.

Наш мозг — уникальнейшая структура. Развивайте свои способности и критическое мышление! Далеко не каждый обывательский миф имеет отношение к реальной картине мира.

Автор статьи
Мария Михирева
Закончила психологический факультет, сейчас получаю второе образование (учусь на фельдшера скорой помощи).
Поделитесь с друзьями и оцените статью:
  (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка... 
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Опубликовано октября 15, 2019 в рубрике: Психология;

Оставить комментарий


Меню
Наш опрос

Какие материалы вам интересны?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...