143 лучших эксперта
по красоте и счастью

«Я хотел бы рисовать, как поёт птица»: интересные факты из жизни художника-импрессиониста Клода Моне

За свою 60-летнюю карьеру Клод Моне (1840-1926) написал сотни великолепных пейзажей: от здания британского парламента до кувшинок в собственном саду во французском городке Живерни. Моне считают основателем импрессионизма не только из-за его активного участия в художественном движении 19-го века, но и потому, что термин «импрессионизм» появился благодаря одной из его собственных работ.

Клод Моне
Клод Моне. Фото Википедия

1. Клод Моне был в дружеских отношениях с другими импрессионистами

В 19-м веке французские художники могли продвигать и рекламировать (говоря современным языком) свои картины только одним способом – в Парижском салоне. Так называлась ежегодная выставка, спонсируемая правительством, и на ней выставлялись работы, отобранные очень строгим жюри. Картины Моне получили отказ, и тогда художник объединился с другими ранними импрессионистами, включая Пьера-Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Поля Сезанна и Камиля Писсарро, с целью организовать свою собственную выставку.

Читайте также: 5 интересных фактов из жизни художника-абстракциониста Василия Кандинского

2. Термин «импрессионизм» появился после рецензии на картину Моне «Впечатление. Восходящее солнца»

Поначалу художники дали своей группе скромное и не особо приметное название: Анонимное общество художников, скульпторов, гравёров. Всё изменилось после их выставки в 1874. Искусствовед и критик Луи Лерой посмотрел на картину Моне и саркастически использовал слово «впечатление», чтобы описать её как незавершённую работу или грубый набросок, заявив в журнале Le Charivari, что «обои в необработанном виде и то более закончены, чем этот морской вид».

Использование слова «впечатление» (impression) для характеристики нового стиля искусства прижилось и стало его новым названием, а художники стали называться импрессионистами.

картина
«Впечатление. Восходящее солнце», Клод Моне.
Фото Википедия

3. Сад в Живерни вдохновил Моне на создание многих картин

Пышная и сочная зелень сада в поместье художника в городке Живерни изображена на многих его картинах. Моне начал арендовать этот дом в 1883, а в 1890 выкупил его. Он посадил там яблони, маки, глицинии и множество других цветов, которые тщательно сгруппировал по цвету, а потом позволил саду буйно цвести и разрастаться, не особо за ним ухаживая. Моне также обустроил небольшой пруд у ручья, поручив местному мастеру спроектировать ставший теперь культовым японский мостик, и даже заказал кувшинки из Египта и Южной Америки.

картина моне
«Живерни», Теодор Робинсон. Фото Википедия

Возможно, вас заинтересует: Ранняя весна на картинах художников: чем проталины и распутица так привлекательны для русского человека

4. Одна картина из серии «Стога сена» была продана за 110 млн. долларов

Моне увековечил на холсте не только свой сад в Живерни. В 1890 и 1891 художник написал около 30 картин со стогами сена на поле возле своего дома, которые стали его самой первой серией картин. Клода Моне особенно интересовало то, как по-разному падает свет на стог, и он старался быстро зафиксировать этот момент, прежде чем солнце изменит своё положение.

картина моне 3
«Стог сена около Живерни», Клод Моне.
Фото Википедия

«Я очень много работаю, сражаюсь с массой различных эффектов (стога сена), но в этом сезоне солнце садится так быстро, что я не успеваю за ним, – писал художник искусствоведу Гюставу Джеффруа. – Я вижу, что мне необходимо проделать очень большую работу, чтобы воспроизвести игру света именно так, как я того хочу».

В мае 2019 одна из картин Моне «Стог сена» была продана за 110,7 млн. долларов, став первым произведением импрессионизма, получившим на аукционе более 100 млн. долларов.

5. Проблемы со зрением не мешали художнику рисовать

В 1912 у Моне была диагностирована катаракта, и его зрение катастрофически ухудшалось. К 1922 художник был практически слепым.

«Красный казался мне мутным, розовый – безжизненным, а промежуточные тона вообще от меня ускользали», – описывал он своё состояние.

В течение этого времени Моне просто запоминал, где на его палитре был каждый цвет краски, чтобы продолжать писать пейзажи. В конце концов, он согласился на операцию в 1923, а потом стал носить затемнённые очки, чтобы беречь глаза.

6. Его «Кувшинки» были восприняты холодно при жизни

Серия из около 250 картин маслом под названием «Кувшинки» не всегда была такой популярной, как сейчас. Критики знали о проблемах с глазами у Моне и предположили, что размытые кувшинки – это результат его плохого зрения, а не замысел художника. После смерти Моне в 1926 большинство картин этой серии около 20 лет хранились в Живерни, и ими заинтересовались только в 1950-х. После того, как в 1955 Музей современного искусства в Париже выставил «Кувшинки» для зрителей, ранее забытая серия Моне получила международное признание.

Самые известные серии Клода Моне

  • Стога (1890-1891)
Стога сена
«Стога сена» в Живерни, Клод Моне.
Фото kulturologia.ru
  • Тополя (1891)
Тополя (1891)
Из цикла «Тополя», К. Моне.
Фото kulturologia.ru
  • Руанский собор (1892-1894)
Руанский собор
Цикл «Руанский собор», Клод Моне. Фото kulturologia.ru
  • Здание парламента (1899-1901)
Здание парламента
«Парламент, эффект тумана», Клод Моне. Фото kulturologia.ru
  • «Утро на Сене»
«Утро на Сене»
Из цикла «Утро на Сене», Клод Моне. Фото kulturologia.ru
  • Кувшинки (1914-1926)
Кувшинки
«Пруд с кувшинками», Клод Моне.
Фото kulturologia.ru

Цитаты Клода Моне

  • «Когда вы начинаете рисовать картину, постарайтесь забыть, какие объекты перед вами: дерево, дом, поле или что-то ещё. Просто подумайте: «Вот маленький синий квадратик, здесь продолговатый розовый, а здесь – жёлтая полоса», и нарисуйте их так, как они вам видятся, чтобы создать своё собственное простое видение пейзажа».
  • «Моя единственная заслуга в том, что я рисовал непосредственно природу, пытаясь передать мои впечатления от самых мимолётных эффектов, и я очень сожалею о том, что моя картина послужила названием для целой группы, в которой фактически не было ничего импрессионистского».
  • «Искусство – это всегда одно и то же: транспозиция Природы, которая требует как силы воли, так и тонкого восприятия».
  • «Для меня пейзаж не существует сам по себе, поскольку его вид меняется каждый момент; однако его оживляет окружение – воздух и свет, которые постоянно меняются… Для меня только окружающая атмосфера придаёт объектам их истинную ценность».
  • «Прошло много времени с тех пор, как я верил, что можно воспитать у публики вкус».
  • «Когда я вижу природу, я чувствую, что могу запечатлеть всё, – а потом, когда ты работаешь, это ощущение исчезает!»
  • «Я хотел бы рисовать, как поёт птица.»
Весь эксклюзив в Телеграм!
Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА +3
Загрузка...

1

Понравилась статья? Поделитесь ей:


Комментарии

  1. Татьяна

    Один из любимейших творцов. Его полотна нужно видеть своими глазами и тогда действительно находишься под «впечатлением»!

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении