143 лучших эксперта
по красоте и счастью

Как Айседора Дункан стала знаменитой танцовщицей – путь к успеху

Айседора Дункан - жизнь, танец и любовьАйседора Дункан прославилась тем, что расширила границы танца и создала свой уникальный стиль, который получил название «танцы босоножек».

Это была сильная женщина, профессиональная жизнь которой складывалась удачнее, чем личная. Но, несмотря на все трудности, Айседора смогла сохранить силу духа и желание танцевать.


Содержание статьи:

  1. Детство
  2. Юность
  3. Великая босоножка
  4. Трагедии Айседоры
  5. Путь в Россию
  6. Айселора и Есенин
  7. Прощайте, я еду к славе

Начало начал Айседоры Дункан

Будущая известная танцовщица родилась в 1877 году в Сан-Франциско в семье банкира, Джозефа Дункана. Она была самым младшим ребенком в семье, а ее старшие братья и сестра также связали свою жизнь с танцами.

Айседора Дункан в детстве
Айседора Дункан в детстве

Детство у Айседоры было непростым: в результате банковских махинаций, ее отец разорился — и ушел из семьи. Мэри Айседоре Грей пришлось одной поднимать четверых детей. Но, несмотря на все трудности, в их доме всегда звучала музыка, всегда танцевали и ставили спектакли по античным произведениям.

Айседора Дункан с младшей сестрой

Поэтому нет ничего удивительного в том, что, выросшая в такой творческой атмосфере, Айседора решила стать танцовщицей. Девочка стала танцевать уже в два года, а в шесть лет юное дарование стала обучать танцам соседских детей — так девочка помогала матери. В 10 лет Анжела (имя Айседоры Дункан) решила бросить школу за ненадобностью, и полностью посвятить себя изучению танцев и других направлений искусства.

Видео: Айседора Дункан


Открытия юности — «рождение» великой босоножки

В 1895 году 18-летняя Дункан вместе с семьей перебралась в Чикаго, где продолжила танцевать в ночных клубах. Но ее выступления разительно отличались от номеров других танцовщиц. Она была диковинкой: танцы босиком и в греческом хитоне изумляли публику. Для Айседоры классический балет был лишь комплексом механических движений тела. Девушке от танца было нужно больше: она стремилась передать чувства и эмоции через танцевальные движения.

Танец Айседоры

В 1903 году Айседора с семьей совершила поездку в Грецию. Для танцовщицы это было творческим паломничеством: Дункан находила вдохновение в античности, а ее идеалом стала танцующая Гетера. Именно этот образ и лег в основу знаменитого «дункановского» стиля: выступления босиком, полупрозрачная туника и распущенные волосы.

В Греции, по инициативе Дункан, было начато строительство храма для проведения танцевальных занятий. Выступления танцовщицы проходили в сопровождении хора из мальчиков, и в 1904 году она объездила с этими номерами Вену, Мюнхен и Берлин. И в том же году встала во главе школы танцев для девочек, расположенной недалеко от Берлина в Грюневальде.

Великая босоножка Айседора Дункан

Танец Айседоры — больше, чем жизнь

Стиль танца Айседоры отличался простотой и удивительной пластичностью движений. Она хотела станцевать все — от музыки до стихотворений.

«Айседора танцует все, что другие говорят, пою, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Primavera» Боттичелли и стихи Горация», — так говорил о Дункан Максимилиан Волошин.

Для Айседоры танец был естественным состоянием, и она мечтала вместе с единомышленницами о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественен.

Айседора Дункан

Большое влияние на ее мировоззрение оказали работы Ницше. И, находясь под впечатлением от его философии, Дункан написала книгу «Танец будущего». Айседора считала, что обучать танцам нужно всех. В школе Грюневальде знаменитая танцовщица не только обучала воспитанников своему искусству, но и фактически содержала их. Эта школа действовала до начала Первой мировой войны.

Трагедии в жизни Айседоры Дункан

Если в профессиональной карьере у Айседоры все складывалось удачно, то с обустройством личной жизни было несколько сложнее. Насмотревшись на семейную жизнь родителей, Дункан придерживалась феминистких взглядов, и не спешила заводить семью. Конечно, у нее были романы, но выходить замуж звезда танцевальной сцены не собиралась.

В 1904 году у нее был недолгий роман с режиссером-модернистом Гордоном Крэгом, от которого она родила дочь Дейдру. Позже у нее появился сын Патрик от Париса Юджина Зингера.

Айседора Дункан с детьми

Но с ее детьми произошла страшная трагедия: в 1913 году сын и дочь Дункан погибли в автокатастрофе. Айседора впала в депрессию, но она ходатайствовала за шофера, потому что он был семейный человек.

Позже она родила еще сына, но ребенок скончался спустя несколько часов после рождения. От отчаянного шага Айседору остановили ее воспитанницы. Дункан удочерила шесть девочек, и ко всем своим воспитанникам она относилась, как к родным детям. Несмотря на свою известность, танцовщица не была богатой. Почти все свои сбережения она вкладывала в развитие танцевальных школ и благотворительность.

Путь в Россию

В 1907 году известная и талантливая Айседора Дункан выступила в Санкт-Петербурге. На ее выступлениях в числе гостей были  члены императорской семьи, а также Сергей Дягилев, Александр Бенуа и другие известные люди искусства. Тогда же Дункан познакомилась с Константином Станиславским.

Танец Айседоры Дункан

В 1913 году она вновь с гастролями посетила Россию, в которой у нее было немало поклонников. Даже стали появляться студии свободного и пластического танца.

В 1921 году Луначарский (нарком просвещения РСФСР) предложил ей открыть школу танца в СССР, обещав всестороннюю поддержку со стороны государства. Для Айседоры Дункан открылись новые перспективы, она была счастлива: наконец-то она сможет уехать из буржуазной Европы и воплотить в жизнь свою мечту о создании особенной танцевальной школы. Но все оказалось не так просто: несмотря на финансовую поддержку, Айседоре пришлось решать многие бытовые проблемы самой, а основную часть финансов она добывала самостоятельно.

Айседора и Есенин

Тогда же, в 1921 году, состоялось ее знакомство с уже состоявшимся поэтом Сергеем Есениным. Их отношения вызывали множество противоречивых мнений в обществе, многие люди не понимали — что нашла известная во всем мире Айседора Дункан в простом пареньке Сергее Есенине? Другие же недоумевали — что прельстило молодого поэта в женщине, которая была старше его на 18 лет? Когда Есенин читал ей стихи, как потом вспоминала Дункан, она ничего в них не понимала — кроме того, что это было красиво, и их написал гений.

Айседора Дункан и Есенин

И общались они через переводчика: поэт не знал английский, она – русский. Вспыхнувший роман развивался стремительно: вскоре Сергей Есенин переехал в ее квартиру, они называли друг друга «Изадора» и «Езенин». Их отношения были очень бурными: у поэта был очень вспыльчивый, несдержанный характер. Как отмечали многие, он любил Дункан странной любовью. Очень часто ревновал ее, пил, иногда поднимал руку, уходил — потом возвращался, просил прощения.

Друзья и поклонники Айседоры были возмущены его поведением, она же сама считала, что  у него просто временное психическое расстройство, и скоро все наладится.

Прощайте, друзья, я еду к славе!

К сожалению, карьера танцовщицы развивалась не так успешно, как того ожидала Дункан. И она приняла решение уехать за границу. Но, чтобы Есенин смог выехать вместе с ней, им нужно было пожениться. В 1922 году они узаконили отношения и взяли двойную фамилию Дункан-Есенин.

Шарф Айседоры Дункан

Некоторое время они путешествовали по Европе, а потом вернулись в Америку. Айседора пыталась устроить поэтическую карьеру Есенину. Но поэт все больше страдал от депрессий и устраивал скандалы.

Пара вернулась в СССР, но позже Дункан уехала в Париж, где и получила телеграмму от Есенина, в которой он сообщал, что полюбил другую женщину, женился и счастлив.

Айседора продолжала заниматься танцами и благотворительностью. И она никогда не говорила о Сергее Есенине ничего дурного.

Айседора Дункан в танце

Жизнь известной Дункан оборвалась трагически: она удушилась своим шарфом, случайно попавшим в ось колеса автомобиля, когда она совершала прогулку. Перед тем, как автомобиль тронулся, она воскликнула провожавшим: «Прощайте, друзья, я еду к славе!»

Для Айседоры Дункан танец был не просто механическим движением рук и ног, он должен был стать отражением внутреннего мира человека. Она хотела создать «танец будущего» — он должен был стать естественным для людей, их вдохновением.

Философия великой танцовщицы нашла продолжение: ее ученицы стали хранительницами традиций свободного пластичного танца и творчества прекрасной и талантливой Айседоры Дункан.


Сайт Colady.ru благодарит вас, что нашли время познакомиться с нашими материалами!
Нам очень приятно и важно знать, что наши старания замечают. Просим поделиться впечатлениями о прочитанном с нашими читателями в комментариях!

Весь эксклюзив в Телеграм!
Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА +10
Загрузка...

Понравилась статья? Поделитесь ей:


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении