143 лучших эксперта
по красоте и счастью

Георгий Гурджиев – биография философа и мистика

«Помни себя всегда и везде… Люби то, что позволяет жить осознанно» — Георгий Гурджиев.

Георгий Иванович Гурджиев родился 14 января 1866 года в городе Александрополе, Российская империя. Сегодня это город Гюмри в Армении, где до сих пор помнят и чтят великого предка.

Писатель, философ и мистик армяно-греческого происхождения. Гурджиев известен не только как духовный учитель, но и как композитор и путешественник. Он — основатель оригинального мистического учения.

Фото
Георгий Гурджиев. Источник Википедия.

Детство и юность мистика

Родился юный Георгий в хорошей семье. Отец – Иван Иванович Гурджиев – грек по происхождению. Мать была армянкой из известного рода Тавризовых-Багратуни.

Сам же Гурджиев младший считал, что у него была два отца, которых он одинаково любил и к которым одинаково присушивался в той или иной сфере.

Родной отец был ашугом — профессиональным исполнителем восточного эпоса, а второй отец — духовный. Так он называл декана Боша, являвшегося на тот момент настоятелем одного из западно-христианских храмов Закавказья. Мужчины дружили и были не против такого отношения к ним. Именно они и зародили в юном философе жажду познания жизненного процесса на Земле, и в особенности цели человеческой жизни.

Георгий Гурджиев учился в тифлисской духовной семинарии, собирался стать священником. Однако с возрастом понял, что христианский подход к жизни ему не близок. Не получив удовлетворения, он стал сам искать подходящую религию.

В то время самыми популярными нетрадиционными направлениями были экстрасенсорика, теософия, медитации, неооккультизм, йога и гипноз. Их и стал изучать Гурджиев.

 «Позаимствуй понимание на Востоке, а знание — на Западе и ищи».

В поисках «утраченных на западе сакральных знаний», Гурджиев отправился в путешествие по Востоку. Примерно с 1899 по 1900 годы, а затем с 1906 по 1907 Георгию Ивановичу удалось посетить ознакомительные семинары суфийского Сармунского братства. Гурджиев говорил, что это было околоисламское течение с историей в более чем 3 тысячи лет.

Великий мистик и философ рано начал путешествовать, ведь он был в постоянном поиске истины. Среди своего окружения он не нашёл того, кто бы смог дать ему ответы на его вопросы. В 16 лет он отправляется в паломническое путешествие в духовную мекку всех армян Эчмеадзин.

Там Гурджиев разговаривает с монахами и местным иерархом, но и они не могут дать ему объяснение сверхъестественного, которое его бы устроило.

Именно тогда Гурждиев и стал путешествовать в поисках духовного знания, и даже собрал единомышленников, которые назвались «Искатели истины».

Он побывал в самых разных уголках Африки и Азии, где искал ответы на свои вопросы об устройстве мира.

Ответы он искал и в Египте, Афганистане, Турции, Греции, Туркестане и далее по Ближнему Востоку.

В своих экспедициях Георгий Гурджиев изучал всевозможные духовные традиции, встречавшиеся на его пути. Среди прочих были буддизм, суфизм и восточное христианство. Он по крупинкам собирал древние знания, а также духовную музыку и танцы разных стран.

Фото
Георгий Гурджиев. Источник vk.com/@goryushinsky-georgii-gurdzhiev-poslednii-chas-zhizni

Четвёртый путь Гурджиева

С большим багажом опыта и знаний, которые Георгий Гурджиев черпал в поездках, в 1912 году он приехал в Москву. В ближайший год он сумел собрать группу единомышленников, которые разделяли его взгляды на мир.

В 1915 году во время геноцида истребляли армян, тогда погибло более миллиона человек, в числе которых оказался и отец Гурджиева. 82-летний армянин пытался защитить свой дом, но был убит.

Гурджиев младший тяжело переживал потерю родителя и наставника, но вскоре его жизни сильно изменилась. Освоившись в Москве, в 1915 году Георгий Иванович познакомился с Петром Успенским, который также был путешественником, журналистом и мистиком, и к тому моменту имел за плечами несколько авторских книг по эзотерике. Эта встреча открыла для Гурджиева дорогу в московские интеллигентные круги.

Именно Пётр Демьянович познакомил Гурджиева со своими друзьями, которые неустанно расспрашивали философа о смысле жизни и духовности. Их встречи проходили в Москве и Санкт-Петербурге.

Со временем их встречи и обсуждения начали сформировываться в одну базу знаний. Об этом позже Успенский написал книгу «В поисках чудесного», в которой подробно изложил все мысли Гурджиева и не только. В книге были всевозможные вопросы и ответы, которые касались духовного смысла жизни. Всё это было взято из тех лекций, которые читал Гурджиев с 1915 по 1917 год.

Конечно, философский язык был слишком сложным для простого обывателя, поэтому Пётр Успенский добавил комментарии и литературно-психологические сноски, чтобы чтиво стало понятно для европейцев.

После издания книги «В поисках чудесного», многие приверженцы стали называть её «Учением Гурджиева». Остальные добавляли к названию и автора – «Учение Гурджиева-Успенского».

Систему применения «Учения Гурджиева» часто называли «Четвёртый путь», но известно также, что это название сторонников Успенского. А сам Гурджиев называл свою систему «Путём хитреца».

«Четвёртый» это лишь следующее число, ведь Георгий считал, что «три пути уже известны».

«Есть путь факира — когда человек ради познания истины жертвует удобствами своего тела, не ест, сидит в одной позе, носит вериги. Сопротивляясь телу, он постигает Бога. Есть путь монаха: человек обуздывает своё сердце, на волне чувства любви к всевышнему и страха перед адом он достигает Бога. Есть путь йогина, когда ум человека подвергается суровой дисциплине. И есть четвёртый путь. Человек, идущий им, использует достоинства всех остальных трёх путей, сравнивая, обобщая, работая сразу во всех направлениях. Он делает это, не замыкаясь в монастыре, не замыкаясь в кабинете, а находясь в самой гуще жизни».

В своих работах Георгий Гурджиев часто описывал простые, но в то же время немыслимые вещи. Он считал, что каждый человек обладает грандиозными способностями, важно увидеть их в себе.

«Истина проста. Человек создан по образу и подобию всеобщего Отца нашего небесного. У человека есть великие божественные возможности, он может за свою жизнь создать, вырастить в себе сильную душу, настолько сильную, что эта душа переживёт смерть физического тела. Без зрелой души человек — просто машина».

Он мог говорить об этом бесконечно. И не только потому, что это было делом его жизни. Гурджиев считал, что передача информации через письмо ничего не значит. Его правило – передавать знания из уст в уста, чтобы из этого складывались легенды.

Фото
Георгий Гурджиев. Источник vk.com/wall-132459614?offset=360

Книги и скрытое знание Гурджиева

Будучи весьма своеобразным человеком, Георгий Гурджиев считал, что высшее знание не может даваться даром. От этого и цена на занятия в его кружках многим казалась завышенной. Стать его учеником было очень непросто, потому что у Гурджиева была своя теория «недоступности знания древних».

«…почему знание не может принадлежать всем, не может даже принадлежать многим. Таков закон. Вы не понимаете этого, потому что вам непонятно, что знание, как и всё прочее в мире, материально. Оно материально, и это означает, что оно обладает всеми характерными признаками материальности. Один из главных признаков материальности — это то, что материя всегда имеет предел, то есть количество материи в данном месте и при данных условиях ограничено. Даже песок пустыни и морская вода являют собой определённое, неизменное количество материальных частиц. Так что, если знание материально, это значит, что в данном месте и в данное время существует определённое его количество. Можно сказать, что в течение определённого периода времени, скажем, в течение столетия, человечество имеет в своём распоряжении некоторую сумму знаний. Но даже из обычных наблюдений нам известно, что материя знания обладает совершенно разными качествами в зависимости от того, берётся ли она в малых или в больших количествах. Воспринятое в большом количестве в данном месте, скажем, одним человеком, знание даёт прекрасные результаты; но взятое в малом количестве, то есть каждым человеком из большого числа людей, оно или совсем не даст никаких результатов, или против ожидания может принести даже отрицательные результаты. Таким образом, если некоторое количество знания распределить между миллионами людей, каждый индивид получит очень немного, и это небольшое количество знания ничего не переменит ни в его жизни, ни в его понимании вещей. И сколько бы людей ни получило это небольшое количество знания, в их жизни ничего не изменится, разве только она, может быть, станет более трудной.

А если, наоборот, большие количества знания сосредоточить в малом количестве людей, тогда знание даст очень значительные результаты. С этой точки зрения, гораздо выгоднее, чтобы знание хранилось среди узкого круга людей, а не рассеивалось бы в массах. <…> Если знание даётся всем, никто ничего не получает. Если оно сохраняется среди немногих, каждый получит столько, что его будет достаточно не только для сохранения, но и для увеличения полученного.

Тот, кто желает получить знание, должен сам предпринять первые усилия, чтобы найти его источник и приблизиться к нему, пользуясь помощью и указаниями, которые даются всем, но которых люди, как правило, не хотят видеть и признавать. Знание не может прийти к людям само собой, если они не проявят усилий со своей стороны. <…> Человек обретает знания только с помощью тех, кто им обладает, — это необходимо понять с самого начала. Нужно учиться у того, кто знает».

Однако вскоре его мышление меняется. Сначала от рака умирает жена Гурджиева, а чуть позже — мать. В отчаянии он всё меньше времени уделяет учению, а потом и вовсе решает отступить от своего правила и написать книгу.

Свой метод он решает изложить в десятитомном сборнике «Все и вся». По его задумке, все книги были разделены на три серии: «Рассказы Вельзевула своему внуку»«Встречи с замечательными людьми» и «Жизнь реальна только тогда, когда Я есть».

Читатели были в замешательстве. Ведь среди вполне понятных вещей вдруг встречались странные термины, подкреплённые не менее странными идеями Гурджиева. К тому же в своих трудах он много и жёстко критиковал психологию современного человека.

Фото
Георгий Гурджиев. Источник vk.com/wall-71519818?offset=80

Священные движения Георгия Гурджиева

«Движения» — это личная подборка из 250 танцев и физических упражнений, которые являются основной частью учения Гурджиева. Он хотел носить простое и гордое звание – «учитель танцев».

Он открывает студию танцев, которая расположилась в старом авиационном ангаре. На стене надпись:

«Энергия, производимая сознательной работой, немедленно преобразуется для нового употребления. Энергия, производимая механически, теряется навсегда».

Именно здесь проходит изучение священных танцев. По мнению Гурджиева, каждый жест, шаг, ритм, и даже состояние танцующего – всё это может привести человека к истине, к познанию собственной возвышенной природы.

Такая «Священная гимнастика» была создана Гурджиевым в рамках «четвёртого пути». Суть была в том, что за счёт укрепления физического тела можно взращивать три других: астральное, ментальное и причинное.

Однако, как учитель, Гурджиев не отличался мягкостью и толерантностью. Иногда он заставлял учеников выполнять весьма странные упражнения. Например, однажды он сказал, чтобы они «делали руками и ногами буквы алфавита». Так они должны были изъясняться и разговаривать неделю, не произнося ни звука.

Такие упражнения должны были сформировать выдержку у учеников, ведь «в ритуальных танцах очень важна точность».

Гурджиев организовывал классы Движений всю жизнь, вплоть до своей смерти.

Фото
Георгий Гурджиев. Источник dzen.ru

«Ну и вляпались же вы»

В 1949 году по указанию Георгия Гурджиева издаются две его книги – «Все и вся» и «Встречи с замечательными людьми». Вместе с его работами публикуется и рукопись Успенского «В поисках чудесного: фрагменты неизвестного Учения».

29 октября 1949 года в пригороде Парижа, в возрасте 73 лет, Георгий Иванович Гурджиев скончался.

В тот момент вокруг его кровати находились ученики и последователи, которых он ошарашил своей последней фразой: «Ну и вляпались же вы!»

Посмотрите другие наши статьи и материалы, а что нельзя публиковать в Журнале есть в нашем Телеграм-канале, ссылка ниже.

Также рекомендуем вам прочитать ещё одну интересную статью: В чём суть оригинального мистического учения Георгия Гурджиева

Весь эксклюзив в Телеграм!
Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА 0
Загрузка...

Понравилась статья? Поделитесь ей:


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении