Ольга Хохлова и Пабло Пикассо: история любви и предательства
Многие пытались разгадать, что же пленило в ней Пикассо. Кто-то осуждал эту женщину за тлетворное влияние на его творчество. Иные и вовсе говорили, что она ничуть не уважает и не любит художника.
Но, как бы то ни было, благодаря Ольге Хохловой в творчестве, несомненно, талантливого художника появился не один шедевр и новое направление…
Грёзы о балете
Родом Ольга Хохлова из города Нежин. С юных лет она изучала иностранные языки, увлекалась рукоделием и музыкой, а ещё мечтала о балете.
Родители скептически относились к её грёзам о большой сцене, можно сказать, что даже противились этому. Но наперекор их воле, она пошла учиться в частную школу балета, и однажды молодую балерину заметили: Сергей Дягилев, который собирал труппу «Русских балетов», пригласил студентку к себе.
В 1911 году Ольга Хохлова в составе труппы уехала из России в Италию. Именно здесь она и нашла свою любовь и судьбу.
Возлюбленная муза
Тогда же Пабло Пикассо и Жан Кокто находятся в Риме и работают над постановкой балета «Парад», премьера которого должна была состояться в парижском театре Шатле.
Художник сразу обратил внимание на красавицу-балерину, влюбился в неё с первого взгляда.
Это были те самые чувства, ради которых люди переворачивают свой мир. Он, не раздумывая, едет вместе с её труппой в Барселону, где пишет первый портрет Ольги.
Долгие красивые ухаживания, талант художника, его яркая личность или экспрессивный характер – что покорило танцовщицу, не известно. Но на его предложение стать женой, Ольга ответила «да».
Родные не понимали страсти Пикассо и пророчили не долговременность этому союзу, ссылаясь на отличие нравов влюблённых. Ольга отличалась спокойным характером, а Пикассо слыл взрывным мужчиной.
Их объединила всемогущая любовь и желание быть вместе, а всё остальное казалось незначительным и пустым.
Молодожёны обосновываются в одном из особняков Парижа. Как истинная хозяйка она занимается обустройством быта, вместе они ведут светскую жизнь, наслаждаются спокойной семейной жизнью.
Вместе с тем в их доме часто появляются люди богемы. И тут изысканные манеры Ольги, как нельзя кстати, приходят на помощь, восхищают и гостей, и Пикассо, который и так был покорён супругой.
Его творчество тоже начинает полностью заполняться обожаемой второй половинкой. Начинается «Период Ольги», как впоследствии назовут направление в его творчестве историки.
Окрылённый святым чувством он пишет несколько знаменитых картин: «Ольга Хохлова в Мантильи», «Женщина за чтением», «Портрет в кресле», на полотнах которых Ольга предстаёт в облике богини.
Но уже тогда в глазах изображённой балерины на картинах стали замечать грусть и тоску. Светлый брак стали омрачать печальные события, происходившие с родными Ольги.
Отец был признан без вести пропавшим, а мать, так и не сумевшая найти хоть какую-либо информацию о нём, сходит с ума, а вскоре и умирает. Оставшиеся сестра и братья живут в бедности…
Всё это настолько тяготит Ольгу и задевает за душу, что она начинает свои переживания выплёскивать на мужа и благополучную доселе домашнюю атмосферу. На взаимоотношениях с супругом это не могло не сказаться.
Между ними всё больше и чаще возникает холод и отчуждённость.
В 1921 году у них появляется любимый и желанный ребёнок – сын Поль. Его появление привносит в жизнь новые эмоции и ощущение нескончаемого счастья, а вместе с тем и новые работы художника в неизведанном им направлении творчества – монументализм.
Отдавая все свои силы дому и заботе о сыне, она не оставляет мужа и поддерживает во всём. На полотнах Пикассо возникают кроткие и нежные образы матери и ребёнка (картины «Две обнажённые женщины», «Женщина за чтением. Ольга», «Мать и ребёнок»).
Балетную пачку и пуанты Ольга теперь примеряет лишь дома. Окунувшись в быт и, увы, из-за полученных травм, ей пришлось оставить сцену…
Несчастья, несущие разрыв с мужем
Художник, привыкший выносить взаимоотношения с женой на полотна своих картин, не изменяет своей традиции. Появляются новые картины, но уже с изображением Ольги в виде чудовища со злым лицом («Большая обнажённая в красном кресле», «Портрет женщины с горностаевым воротником. Ольга»).
К переживаниям за родных добавляется обида и негодование на мужа за его такое необоснованное видение душевных терзаний некогда любимой жены.
Но самым страшным открытием для неё стала измена супруга, появление в его жизни новой музы.
Нет, их отношения разорвались не сразу, брак продлился ещё шесть лет, пока у Пикассо не родилась внебрачная дочь. Это стало последней каплей для Ольги, которая решила уехать с сыном на юг Франции, оставшись со своими проблемами и душевными терзаниями наедине с собой.
Не нашлось ни одного человека, поддержавшего её в это непростое время. Напротив, все друзья и знакомые без исключения поддержали Пикассо, обвинив Хохлову в сумасшествии, несдержанности, необоснованной ревности и навязывании чуждой для Пабло жизни. И сын, живший на деньги отца, со временем встал на его сторону.
Умирала Хохлова, можно сказать, в одиночестве. Рядом оказалась лишь внучка Марина, выпустившая мемуары «Дедушка», в которых попыталась рассказать всю правду о тяжёлой судьбе всех, кто входил в жизнь Пабло Пикассо. И это было действительно так.
Однако до самой смерти Ольги Пабло Пикассо игнорировал её письма. Он просто забыл о ней, «сжёг» все светлые воспоминания об их счастливом времени. А она до последнего ему писала и надеялась на встречу с человеком, который посвятил наибольшее количество своих картин и даже менял направления в творчестве.
Также рекомендуем вам прочитать ещё одну интересную статью: Интересные факты из жизни и творчества Пабло Пикассо