«Почему я не могу принять решение?»: как научить свой мозг делать выбор в сложных ситуациях
В жизни практически каждого человека возникают моменты, когда он должен принять важное, возможно, судьбоносное решение:
- Как выбрать профессию, место работы, приемлемую должность?
- С кем связать свою судьбу, а с кем пора прощаться?
- Как решиться на переезд в другой город или страну?
- Как увеличить бизнес и занять новые ниши?
- Как найти свою цель?
Решение подобных вопросов — очень ответственный и важный жизненный этап. При этом необходимость принятия решения с одной стороны, и отсутствие соответствующего навыка с другой, вызывают сильнейший стресс у человека.
Сложно чувствовать себя спокойно в ситуации полной неопределённости и растерянности.
Почему нам сложно принимать важные решения и делать непростой выбор?
Мы просто не учитываем то, как мозг готов это делать. Начнём с особенностей работы нашей системы мышления.
В 1997 году нейрофизиолог Гордон Шульман выяснил, что в состоянии покоя наш мозг проявляет активность в отсутствии задач из внешнего мира.
Причём эта активность гораздо больше, чем, когда мы сконцентрированы на чём-то.
Позже стало понятно, что в нашем мозге «имеется» система пассивного мышления, которую назвали Дефолт Системой Мозга (ДСМ), суть которой заключается в том, что ряд участков мозга человека активно работает в отсутствии внешних раздражителей и отключается, когда мозг решает очередную задачу из внешнего мира.
Проще говоря, наше мышление имеет «две передачи»:
- Сознание, когда мы активно взаимодействуем с людьми, ситуациями, миром.
- Дефолт система мозга (неосознанное мышление), когда мы «улетаем», «зависаем», «блуждаем в мыслях».
Причём сознание «может» одновременно обрабатывать не более 3-х элементов ситуации (фактов), в то время как ДСМ может одновременно удерживать 150 фактов и находить связи между ними.
Что дают нам эти знания?
Во-первых, то, что бесполезно пытаться решать сложную, многокомпонентную задачу сознательно. Ведь сознание «учитывает» лишь 3 факта, а любая ситуация «состоит» из 30, 50 или даже 100 и более фактов, учитывая которые можно сделать более верный выбор.
Во-вторых, решать сложные и многофакторные задачи — это прерогатива ДСМ, а не сознания. Ведь для неё (ДСМ) «обработать» 100-150 фактов, найти взаимосвязи, значимости, учесть личный опыт и мн. др. вполне решаемая задача.
А задача сознания — помочь мозгу в решении проблемы, а не решить её за него.
Ведь оно (сознание) помогает нам:
- ощутить наличие проблемы;
- найти новые факты для её решения и «подгрузить» их в ДСМ;
- а после того как мозг «предложит» вариант решения вопроса, оценить его.
Что ещё следует учесть?
- Мозг экономит энергию, поэтому будет заниматься решением только жизненно важных вопросов.
Если человек лежит на диване и ничего не делает, не стоит удивляться: «Почему ДСМ не предложила варианты, как увеличить свой доход?»
Если нет определённой доминанты в мозге — для него наши «хотелки», остаются «хотелками», и он (мозг) не будет даже напрягаться.
- В височной доле левого полушария мозга есть область, отвечающая за то, чтобы для нас всё было понятным. Эту область называют «интерпретатор».
Он упрощает наш взгляд на вещи, и это не всегда нам на пользу. Особенно в принятии важных решений.
- В качестве «инструментов для упрощения интерпретатору дано» более 200 когнитивных искажений.
Чёрно-белое мышление, катастрофизация, преувеличение, фильтрация — вот лишь самые очевидные примеры подобных искажений. Следует их знать, чтобы учитывать в анализе фактов, с которыми мы работаем.
- Мозг имеет возможность найти объяснение всему даже при нехватке знаний. Вот почему нам сначала кажется всё очевидным, а потом мы разводим руки и удивляемся: «Почему что-то пошло не так?»
- Мозгу требуется подготовительный период для решения сложной задачи. Согласно данным исследований, среднее время такого периода составляет 23 минуты 15 секунд.
Это означает, что, если мы тратим больше часа в день, при этом не отвлекаемся ни на что и находимся, как говорится, «в потоке», то шансы на верное решение повышаются.
Если же мы пытаемся решить сложную задачу «между делом», постоянно отвлекаясь на звонки и мессенджеры, тогда нечего удивляться, что мы «топчемся на месте».
Серьёзные задачи требуют серьёзного подхода.
- Умение думать — это умение задаваться вопросом, а не просто следовать своим мыслям. Иначе, вместо решения важных вопросов, мы засоряем свой мозг разными ненужными мыслями, которые никак не решают проблему, а лишь усиливают тревожность и нервозность от чувства неопределённости.
Теперь становится понятно, почему многим учёным (Менделееву, Ньютону, Эйнштейну и др.) открытия буквально «приходили» в голову тогда, когда они об этом не думали.
Ведь они потратили время на сбор и анализ фактов, сознательно «загрузили данные», а ДСМ сама «всё посчитала» и выдала результат.
Теперь у науки имеются данные, как решать сложные интеллектуальные задачи, определять цели и решать проблемы выбора.
Раз есть у науки, значит есть и у нас.
Также рекомендуем вам прочитать ещё одну интересную статью: Существует ли свобода воли?