143 лучших эксперта
по красоте и счастью

Гибкие навыки Soft Skills: что это такое и как их развить у детей – отвечают эксперты

Что такое Soft Skills? Как развить у детей навыки коммуникации, креативного и критического мышления? Советы родителям от экспертов онлайн-фестиваля SmartFest.

8 октября 2022 года прошёл онлайн-фестиваль для родителей SmartFest, который ежегодно проводит онлайн-школа для детей и подростков Skysmart.

Экспертами выступили известные психологи, педагоги, популяризаторы науки, которые знают всё про образование, а также звёздные родители, которые поделились личным опытом в воспитании своих детей.

В обсуждении темы «Уроки, которых не было в школе или формирование Soft Skills» приняли участие актриса, блогер и многодетная мама Галина Боб, кандидат биологических наук Александр Панчин, эксперт по ТРИЗ-педагогике, детскому развитию дошкольников и младших школьников Екатерина Шрейнер.

Делимся конспектом беседы.

Фото
Фото Freepik

Soft Skills и Hard Skills – что это такое?

Ведущая: Сегодня мы с вами поговорим о тех навыках, которые помогут ребёнку не только в школе, но и в будущем, уже во взрослой жизни. Это касается софт-скиллов и не только.

Вообще, что это такое?

Может, для некоторых людей непонятно, что такое софт-скиллы, что такое хард-скиллы. Будем во всём этом разбираться вместе с нашими экспертами.

Сегодня у нас в гостях: Александр Панчин — кандидат биологических наук, лауреат премии «Просветитель», член комиссии по борьбе со лженаукой. Александр, добрый день!

Александр Панчин: Здравствуйте!

Ведущая: Также к нам присоединилась Екатерина Шрейнер — эксперт по ТРИЗ-педагогике, детскому развитию дошкольников и младших школьников, руководитель творческого проекта для детей и взрослых, автор развивающих журналов для детей, российский блогер и общественный деятель, а также лауреат премии «Insta mom in world», а также леди Mail ru. Екатерина, добрый день!

Екатерина Шрейнер: Здравствуйте!

Ведущая: И также вместе с нами сегодня Галина Боб — актриса, блогер, мама. Галина, очень рада вас видеть! Здравствуйте!

Галина Боб: Здравствуйте!

Ведущая:Прекрасно! Итак, знаете ли вы, чем отличаются софт- и хард-скиллы?

Hard-skills – это узкие профессиональные навыки, которые нужны для решения конкретных задач в повседневной работе.

Soft-skills – это гибкие навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с людьми.

Например. Если вы хотите стать врачом, то вам потребуются знания в медицине. Это и будут ваши хард-скиллы, которые вы получите после окончания университета. Но во время работы вам потребуются также софт-скиллы.

Например: умение общаться с пациентами, выступать на профильных конференциях, общаться с руководством больницы. Это навык коммуникации. Ну и, конечно же, врач не обойдётся без навыков критического мышления, чтобы уметь отделять научные факты от лженауки.

Давайте также обратимся к статистике, о которой многие сегодня уже говорят. Это, например, учёные из Гарварда и Стэнфорда. Они выяснили, что софт-скиллы, или, по-другому гибкие навыки, — это где-то 85% успеха человека в профессии. А хард-скиллы, или жёсткие навыки, составляют всего лишь 15%.

Итак, сегодня мы поговорим подробно о трёх гибких навыках. Это навык коммуникации, креативное и критическое мышление.

Наши дорогие эксперты попробуют сегодня нам об этом подробно рассказать и, конечно же, их рассказы будут опираться на их личный и частный опыт. Давайте начинать. Небольшую такую вводную для наших зрителей уже дала.

Фото
Фото Freepik

Как гибкие навыки Soft Skills помогают в жизни и профессии

Ведущая: Первый вопрос будет к Екатерине. Как вам помогают софт-скиллы в вашей профессиональной и личной жизни?

Екатерина: Как вы уже сказали, софт-скиллы — это 85% успеха, потому что ты можешь опираться на свои твёрдые навыки, но если ты не можешь себя признавать, аргументировать свою мысль, не можешь творчески взглянуть на задачу, которая раньше нигде не была описана (у нас в жизни встречается очень много таких задач), то ты, безусловно, проигрываешь. Плюс ещё постоянная обучаемость.

Почему? Потому что те знания, которые мы получаем в школе, в университете, после окончания учёбы становятся неактуальными. Не в каком-то фундаментальном смысле, а в целом. Мир постоянно идёт вперёд, мир развивается с большой скоростью и вот это — постоянная обучаемость, умение налаживать контакт, умение разговаривать, формировать команду и так далее — это то, что мне помогает быть блогером, руководителем, брать творческие проекты и действительно добиваться успеха, к которому я иду.

Ведущая: Хорошо. А у меня, Екатерина, есть ещё один интересный факт. В 2017 году компания Google провела внутреннее исследование, чтобы определить самые продуктивные команды внутри компании. Что обнаружили? Что их лучшими командами были смешанные группы сотрудников с сильными гибкими навыками. Дальнейшие исследования показали, что на развитие повлияли навыки коммуникации, эмпатии и лидерства. Так вот, вопрос к вам. Екатерина, как вы думаете, почему работодатели так высоко ценят именно софт-скиллы?

Екатерина: Потому что благодаря этому идёт внедрение каких-то новых идей, технологий. Потому что ты можешь сколько угодно говорить о своей идее, но если ты не можешь её донести, организовать команду, презентовать команде свою идею и действительно зажечь, чтобы вы вместе начали идти к цели, к результату, то ты проигрываешь в этом. Поэтому, естественно, нужны и твёрдые и гибкие навыки. Результат работы твёрдых навыков могут выпустить в мир, расширить это, масштабировать.

Ведущая: Хорошо. Теперь я хочу обратиться к Галине. Расскажите, какие ваши личностные качества или черты характера помогли добиться успеха в вашей творческой профессии?

Фото
Галина Боб. Фото предоставлено организаторами SmartFest

Галина: Сложный вопрос. На самом деле про софт-скиллы я соглашусь с Екатериной. Это, наверное, первое, что мне нужно в моей профессии. Какой бы трудолюбивой актриса ни была, сколько бы она не оттачивала свои эмоции, дикцию – но если она не может это преподнести на сцене или в жизни, то режиссёр или продюсер будет недоволен такой «стесняшкой». Навыки креативного мышления, творческий подход ко всему – это очень важно.

Мне кажется, в нашей семье это первая ступень: творчество, креатив и коммуникация. Я классная мама – хочу всех предупредить. Я горжусь своими детьми – особенно тем, насколько они коммуникабельны, как легко они могут подойти ко взрослому и ребёнку, познакомиться, поговорить. Они не замкнуты. Я считаю, это моя заслуга.

Ведущая: Да, родители показывают пример детям – как нужно общаться с людьми. Поэтому да, заслуга в этом ваша.

Я хочу также обратиться к Александру. Александр, поделитесь, какие гибкие навыки больше всего развиты у вас?

Александр: Я работаю в науке, а в науке прежде всего нужны хард-скиллы. Но помимо научной деятельности, я очень много занимаюсь популяризацией науки: читаю публичные лекции, рассказываю простым языком о научных достижениях и пытаюсь сделать мир лучше. Здесь очень важно уметь понятно доносить информацию — это как раз социальные и коммуникабельные навыки. Это очень полезно, и я очень рад, что такие навыки у меня присутствуют, судя по тому, что многие люди приходит на мои лекции и слушают их с интересом.

Ведущая:Действительно! Софт-скиллы звучат, наверное, достаточно сложно, а по факту софт-скиллами обладают многие. Приветствие, покупка товаров в магазине, защита проекта у руководства — это всё относится к навыкам коммуникации. Именно они помогают нам налаживать контакты, добиваться того, что нам действительно нужно.

Например: поиск профессионального врача, выполнение каких-то жизненно важных задач, налаживание контакта с теми же самыми соседями, с классным руководителем или с руководством компании. Вот обо всём этом нам подробнее расскажет Екатерина Шрейнер. Екатерина, передаю вам слово.

Фото
Екатерина Шрейнер. Фото предоставлено организаторами SmartFest

Екатерина: Спасибо! Что такое коммуникация, и почему вообще мы в рамках фестиваля этот навык отдельно вынесли?

Коммуникация является одним из важнейших навыков XXI века и, более того, одним из самых ключевых, который ведёт к успеху. Потому что, как я уже сказала, какой бы гениальной ни была у вас идея, мысль, проект и вообще, каким бы классным человеком вы ни были и каких классных твёрдых навыков не имели – если вы не умеете это презентовать, если вы не можете это донести до людей, до общества, до руководства, то ничего не получится. Эти идеи, эти проекты так и останутся в вашей голове.

Как я уже отметила, это касается не только ваших идей, но и ваших твёрдых компетенций. У нас действительно много людей, которые очень много знают и много могут дать обществу, но они не успешны, не востребованы – просто потому, что они не могут о себе заявить.

Так что же такое коммуникация? Это связь, общение, получение и передача информации между людьми. Из этого определения логически вытекает, что коммуникация не приходит сама по себе. Мы не можем сказать себе, что я сейчас пойду и буду развивать навык коммуникации.

Потому что первое, посредством чего происходит коммуникация — это речь. Соответственно, мы должны развивать речь – она должна быть логичной, должны быть развиты причинно-следственные связи, образное мышление. Если мы не представляем то, о чём мы говорим – мы не можем донести ту суть, которую мы вкладываем в нашу речь. Также речь и мышление. Это не просто, когда ты выучил какой-то текст и выдал эту заученную информацию. Это когда ты говоришь и думаешь одновременно. Чётко у тебя прослеживается эта логика причинно-следственной связи.

Эмпатия, о которой тоже уже сказали, также очень важна. Потому что, например, есть люди, которые вообще не знают, что это такое. Даже в процессе коммуникации, в процессе каких-то переговоров, если этот фактор не учитывается, то опять же положительного результата можно не добиться.

Чтобы развивать коммуникацию, нужно развивать все перечисленные навыки и не только их. Значимость коммуникации будет ещё усиливаться. Часто социальный капитал важнее денег. Я довольно-таки часто хожу на различные тренинги и семинары и вижу такую картину. Люди вроде бы приходят получить информацию от спикера. Но помимо тебя туда пришло огромное количество людей, и ты никогда не узнаешь, кто в этом зале находится.

Если бы это озвучивали, то было бы легче пойти на какой-то контакт, потому что ты понимаешь: может, этот человек мог бы быть тебе полезен, может, ты ему, но вместо этого люди открывают телефоны, начинают что-то там листать, боятся подойти. Спикер говорит, что сейчас будет три минуты нетворкинга. Все покрылись красными пятнами, ладошки вспотели, всё. Мы теряем этот ресурс, который можем приобрести, соответственно, из-за того, что у нас нет навыка коммуникации. Поэтому это действительно очень важно прокачивать.

Если мы заглянем в прошлое, то благодаря коммуникации вообще развивалась цивилизация. Знания передавались от человека к человеку, из города в город, вообще культура. Сейчас, конечно, нет такой проблемы. Есть интернет, благодаря нему у нас есть доступ к огромному количеству информации. Нам действительно не нужно искать какого-то профессора, для того чтобы получить какие-то знания, мы всегда сможем открыть интернет.

Но у этого блага есть побочный эффект — навыки коммуникации снижаются. Если мы, взрослые, прошли тот этап, когда мы взаимодействовали друг с другом во дворе, на площадке, мы приходили на остановку и кричали: «А до цирка я доеду?» или спрашивали на остановке, какой трамвай или автобус довезёт меня до места. Мы шли на эти контакты и каким-то образом развивали коммуникацию. Причём это было очень естественно.

Сейчас у детей этого нет. Как сейчас играют дети во дворе? Они сидят на лавочке, смотрят в телефон, могут по сети играть в одну и ту же какую-нибудь игру, и всё.

Я этим летом купила три метра обычной бельевой резиночки, вышла во двор, завязала старшей дочке и вместе с ней и её подругой начала прыгать в резиночку. Я рассказала им про эту игру. Сколько дворовых игр знали мы в детстве? Десятки – это точно. У нас в своём дворе были одни правила одной игры, в другом дворе были другие правила. Если кто-то приходил чужой в наш двор, он рассказывал свои проблемы, мы обменивались, мы общались.

Действительно, эти игры жили посредством коммуникации. Старшие дети рассказывали про игры младшим, и они были всегда во дворе.

Мы в этом году в нашем проекте делали большой сборник дворовых игр, распространяли его по социальным сетям бесплатно. Мамочки читали это и вспоминали: «Да, точно, я так любила в эту игру играть». Если мы расскажем это детям, они будут в это играть. Просто у них пока не было такого опыта. У них сразу появился телефон. Если у нас он появился позже, мы прошли все эти этапы, то дети чуть ли не рождаются с гаджетом в руке.

Фото
Фото Freepik

Как сформировать гибкие навыки Soft Skills у ребёнка?

Екатерина: Частое заблуждение, что ребёнок в школу пойдёт или в садик – вот там и научится. Но в школу идёт ребёнок в 7 лет. До семи лет он не находится же в каком-то вакууме, он находится со своими родителями.

Первый контакт происходит, когда ребёнок видит, как мама улыбается. Он считывает эту эмоцию, улыбается в ответ — и это и есть чувство эмпатии. Он понимает, что мама улыбается, значит, всё хорошо – добрый знак. Если папа пришёл грустным, ребёнок сначала будет улыбаться, потому что он видит родного, близкого человека, но потом он перестанет улыбаться, потому что понимает, что что-то не так.

Навыки эмпатии в коммуникации очень важны и во взрослой жизни. Мы должны уметь считывать настроение того, с кем мы разговариваем. Если мы хотим предложить начальнику свой проект, но невербально чувствуем, что сейчас неподходящий момент – то мы отложим разговор. Под горячую руку попадёшь — тебе откажут.

Первое, как формировать навыки коммуникации у ребёнка — нужно общаться со своим ребёнком, разговаривать, когда ребёнок приходит со школы или с каких-то занятий. Не просто спрашивать: «Как дела?», — и всё, иди, делай уроки. А действительно спросить: «Как прошёл день? А что классного было сегодня? Что запомнилось больше всего?» Разговаривать, задавать вопросы, возможно, обсуждать какой-нибудь фильм или книгу.

Второй момент — я очень рекомендую вести дневник эмоций. Это, когда в течение дня или вечером ты садишься и начинаешь записывать, какие эмоции ты получил, — это в том числе развивает и эмпатию.

Рефлексия речи — тоже нужно вести такой дневник. Три-пять событий отмечать, подводить итог сегодняшнего дня. Прежде чем научиться презентовать себя другим людям, коммуницировать, вам нужно узнать себя и общаться прежде всего с самим собой. Нужно понимать, что вы сейчас чувствуете, почему и отчего это произошло.

Так выстраиваются причинно-следственные связи своей жизни. Это и эмоциональный настрой на день с утра.

  • Что я хочу получить от этого дня сегодня?
  • Что я намерен создать?
  • С каким настроением я иду в этот день?

Ну и собственно это самое основное, что можно внедрить уже сегодня. Это даст первый шаг, толчок для того, чтобы действительно развивать навык коммуникации и всего того, что я выше перечислила.

Как развить гибкий навык – креативное мышление у детей

Ведущая:Спасибо огромное, Екатерина. Теперь мы точно знаем, насколько важны навыки коммуникации, и сейчас мы с вами поговорим про не менее важный навык — это креативное мышление. Причём, мне кажется, что креативное мышление необязательно касается только творческих людей, а в любой профессии будет полезно. Что такое креативное мышление? Это скорее про нестандартный подход, нетривиальный выход из любой сложившейся ситуации.

Подробнее о своём креативном мышлении нам расскажет сейчас наш следующий эксперт — Галина Боб. Это творческая мамочка, талант которой мы наблюдаем и в работе в кинематографе, и в социальных сетях. Галина не только сама проявляет эти творческие навыки, но и вовлекает в это всю свою семью. Интересно, как ей это удаётся, и помогает ли творческий процесс развивать софт-скиллы ещё и у детей. Галина, передаю вам слово.

Фото
Галина Боб. Фото предоставлено организаторами SmartFest

Галина: Знаете, я уже много-много лет и на сцене, и в кино, и веду блог. Сейчас вы мне дали слово – и у меня запершило в горле от волнения. Это действительно ежедневная работа: коммуникация, творческие методики.

Я начну, наверное, со своего детства. Первое, кто разглядел во мне творческий и актёрский талант — это моя мама. Я интуитивно воспитываю детей так же, как и воспитывали меня. В детстве я занималась музыкой, рисованием и танцами.

Когда мне пришлось выбирать, мама спросила: «Чем ты будешь заниматься – музыкой, рисованием или танцами?» И я ответила: «Танцами». В итоге я занималась 13 лет – у меня были первые места, я кандидат в мастера спорта по танцам, помимо того, что я сейчас актриса. Это всё мамина заслуга.

Спустя время, когда мама поняла, что на танцах много не заработаешь и нужно идти дальше, она отправила меня в театральный институт. Я много лет сопротивлялась этому. Я не хотела быть актрисой. Но мама, с помощью хитростей, убедила меня в том, что это моё. Сейчас я благодарна ей, потому что понимаю, что это действительно моё.

Сейчас я мама троих детей и, знаете, отдала их везде. Они занимаются и танцами, и шахматами, и музыкой, и футболом, и карате, и большим теннисом, и плаванием. Для меня это действительно нормальный подход, чтобы ребёнок попробовал и сам выбрал что-то, либо я в какой-то момент поняла, что ему нужно. Я увижу это.

Уже после месяца новых дополнительных заданий, у меня с детьми был разговор (такой разговор будет каждый месяц или каждые два месяца). Я спросила: «Что тебе нравится? Что-то уберём: футбол, карате?» «Нет, мне всё нравится», — сказал мне старший сын.

У меня подход такой: если я вижу, что у ребёнка достаточно энергии и сил, то пусть пока занимается – я потом разгляжу. Но для меня самое важное — это музыка и танцы. Это то, что действительно развивает креативное мышление. Мозг работает во время музыки и танцев вообще по-другому. Это развивает и память, и логику, и координацию движений, нейронные связи мозга. Лёва в 7 лет играет сложнейшие произведения в две руки. Я считаю, что у него феноменальная память. Он запоминает огромные стихи и песни на английском.

15 лет я не занималась танцами, а сейчас опять записалась, потому что после трёх родов я как-то подзажалась, засиделась. Действительно, произошёл эффект. Танцы запускают процесс движения кислорода в мозг. Я не знаю, как это происходит, но в раскрепощённом теле рождаются гениальные идеи. Я считаю, что танцы и музыка — это то, что необходимо, по крайней мере, для моих детей.

Вообще у нас дома творческая лаборатория. Я постоянно дома что-то снимаю, и дети это видят. Они вообще очень хорошо считывают эмоции. Они видят, как мне нравится этот процесс, и невольно хотят поучаствовать: «Мама, сними меня, мама, сфотографируй меня». Они сами берут телефон. Так они очень редко сидят в телефоне, но именно пойти поснимать — для какой-то квест. Они абсолютно погружены в эти съёмки.

Также я очень много разговариваю с детьми на разные темы, касаемо образного мышления. Я сама учусь смотреть на мир их глазами. Мне интересно вместе с ними пойти посмотреть камушки, которые похожи на сердечки. Или облако, которое похоже на слона или ещё на что-то.

Вот это образное мышление важно и для коммуникации «родитель — ребёнок». Нужно выбирать время. Пусть немного, хотя бы час. Знаете, есть родители, которые постоянно рядом с ребёнком, но при этом они не рядом с ним.

Для меня важно качественное общение. Пусть это будет 10 минут. Мы обсудим какую-то главу в книге, либо на что похожи облака. Но это будет действительно качественное общение, которое зарядит детей на творчество. Поэтому в нашем доме творческое мышление, творческий подход ко всему — это обязательно.

Фото
Фото Freepik

Ведущая: Галина, спасибо огромное! То, чем вы делитесь — это просто кладезь информации. Хочется пожелать, чтобы у каждого в семье царила творческая атмосфера, где действительно каждый ребёнок может раскрепоститься. И когда родителям интересно, это действительно передаётся и заряжает всю семью.

Если подытожить нашу тему про креативное мышление, то можете поделиться лайфхаками, секретами, как его можно развить?

Галина: Всё, что я рассказала, оно собственно и нужно.

Я считаю, что ни один гений не обойдётся без креативного подхода. Это выход на новый уровень. Это то, что может кардинально поменять дважды два с четырёх на пять. Это именно креативное мышление, благодаря которому и вырастают гении, которые как «вишенка» на торте.

Ведущая: Класс! Мне кажется, что это идеальная фраза, что благодаря такому творческому подходу и креативному мышлению вырастают гении, которые абсолютно разносторонние, развитые как уникальные личности.

Галина: Да, они свободные.

Ведущая: Спасибо огромное! Я просто хочу продолжить обсуждать эту тему, потому что Екатерина также является экспертом в области творческого мышления. Кстати, на своих тренингах она уделяет много времени этому навыку в том числе. Екатерина, расскажите, что такое, на ваш взгляд, творческое мышление и почему его так необходимо развивать у детей?

Екатерина: Я считаю, что творчество — это высшая форма абсолютно любой деятельности. Например, хирург — это творческая профессия или нетворческая, как вы думаете?

Ведущая: Творчество есть везде. Я считаю, что в любой профессии есть творчество. Хирург, наверное, в том числе. Особенно, если он что-то зашивает, наверное. Очень важно ещё – как зашить. Можно красиво, аккуратно, с бантиком.

Екатерина: Смотрите, когда происходит выход на какой-то другой уровень, как сказала Галина, в этом как раз-таки и есть элемент творчества. Меня очень расстраивает, что сейчас происходит. Хотя на самом деле постепенно ситуация меняется. Но, как правило, меня не понимают, когда я говорю про творческое мышление и про его необходимость развивать.

Образное мышление — это основа всего. В школьных учебниках опубликована абстрактная информация. Если ты не можешь это представить, то для тебя эти формулы ничего не значат, это просто буквы. Дети не любят читать, потому что у них не развито образное мышление. Для них это просто набор букв, они не выстраивают это в какую-то картинку, в какой-то мультик, когда читают.

По поводу хирурга… Понимаете, любому творчеству нужна чёткая база. Когда ты её имеешь, опираешься на неё, ты можешь выходить в свет. Когда ты можешь комбинировать разные виды операций и придумывать что-то своё. По поводу фразы «творчество рождает гениев» — это так и есть. Творческие люди, которые могут выйти за рамки, опираясь на определённую базу – создают этот мир.

Посмотрите вокруг. Что нас окружает? Телевизор, компьютер, кофемашина. Это же новый уровень. Стиральная машина, мультиварка — штука, которая готовит сама. Удивительно! Такое вообще бывает? И только человек, который свободен от инерции мышления, может это допустить. Потому что если ты придёшь к человеку, у которого накопленный потенциал мышления настолько сильный и предложишь эту идею, он не поймёт, зачем это. Есть кастрюля, есть жена – она всё сварит. Зачем мне мультиварка?

Когда я спрашиваю у своей аудитории: «Как вы думаете, что такое творчество?» Они отвечают: «Это рисовать, лепить, танцевать, музицировать». Это всё может быть и может не быть творчеством одновременно. Потому что если ты просто повторяешь – то это не творчество. Нужна ли эта деятельность? Нужна. Потому что как раз-таки в этот момент ты вырабатываешь базу. Ты сначала понимаешь, как нужно делать, ты делаешь так, а потом такой: «О, а может быть я ещё и так могу, а может, я могу комбинировать два этих подхода?»

Фото
Фото Freepik

Галина сказала, что ей нравится, как проявляются её дети — они свободны, потому что они смотрят на маму. Перед детьми всё равно должен быть какой-то пример. Если родитель зажат, весь в рамках, у него всё чётко и строго и нет даже мысли о творчестве, то, к сожалению, если ребёнку не попадётся какой-то значимый взрослый (может быть педагог, тренер, учитель, мама лучшего друга), то ему очень сложно будет творчески развиваться.

При этом именно за творческими людьми будущее. Потому что всё, что можно сейчас алгоритмизировать, — это всё будет алгоритмизированное.

Людям, которые не сталкиваются с творческим подходом, не имеют его — будет очень сложно найти себя в будущем. Даже вы в самом начале приводили пример покупок в магазине.

Что мы сейчас наблюдаем? Продавцы — это профессия, которую вывели на определённый алгоритм. У нас появляются кассы самообслуживания, продавцов сокращают. Людям без творческого подхода просто не остаётся места.

Ещё один пример, который вызвал у меня потрясение. Не так давно обложку «Космополитена» сделал искусственный интеллект. За 2 секунды, вы представляете? Главный дизайнер дал ТЗ искусственному интеллекту, и он создал обложку. Просто потрясающую, очень красивую. Мы создаём свои журналы, и я подошла к своим дизайнерам и спросила: «Девчонки, сколько бы вы создавали такую обложку?»«Ну недели три, наверное, точно».

Вы понимаете, что происходит? Казалось бы, дизайнер — это творческая профессия. Но если он будет выполнять только функцию рук, механически создавать только то, что прописано в ТЗ, не вкладывая в это своё, не привнося что-то новое, то он тоже, к сожалению, будет не нужен. Соответственно, творчество нужно везде, если вы хотите добиваться успеха, выходить на новый уровень. Обязательно нужно развивать творческое мышление.

Критическое мышление у детей – для чего оно нужно и как его развить

Ведущая:Спасибо огромное! Хочется этого действительно всем пожелать. Ну, а мы от творческого мышления перейдём к критическому. Это тоже отдельная и интересная тема. Александр готовится, уже улыбается, потому что знает, что прямо сейчас передам ему слово. Но для начала такая преамбула: критическое мышление — что это такое, для чего оно нужно и как его правильно развивать? Мы находимся в постоянном информационном потоке, нас окружает информация. Как правильно её анализировать и выбирать что-то нужное для себя? вот сейчас нам об этом расскажет наш следующий эксперт Александр Панчин. Александр, пожалуйста.

Фото
Александр Панчин, фото предоставлено организаторами SmartFest

Александр: Здравствуйте. Критическое мышление — это способность анализировать, думать, делать правильные выводы и ставить под сомнения источники информации. И что не менее важно – ставить под сомнения собственные мысли, свои умозаключения.

Есть такой более узкий термин «аналитическое мышление» – это умение задумываться о том, правильно ли мы думаем.

Есть на этот счёт очень красивая и понятная задачка, которую я предлагаю всем послушать и решить.

Попробуйте в уме дать ответ. Бейсбольная бита и мяч вместе стоят доллар и 10 центов. Бейсбольная бита стоит на доллар больше, чем мяч. Сколько стоит мяч? Казалось бы, очень простая задачка, и у многих в голове уже вертится ответ. Сейчас будет ответ такой: 10 центов. Но это неправильный ответ, хотя он очень многим придёт в голову. Многие люди могут засмеяться в этот момент.

Ведущая: Вы сейчас описываете все мозговые процессы, которые происходят у меня. Хотела сказать, что да, именно столько, но потом вы всё это описали. Вы предсказатель, Александр? Вы фокусник?

Александр: Нет, астролог. В чём подвох этой задачки? 5 — правильный ответ, совершенно верно. Если задуматься и подставить 10 центов, то бита стоить доллар 10 центов не может, будет уже доллар 20. 10 центов — это неправильный ответ. Оказывается, что людям очень тяжело решать подобного рода задачки.

В чём подвох?

А в том, что в голове уже всплыл ответ и от него очень сложно отказаться, задуматься о том, правильно ли мы думаем.

Было одно исследование, где студентам очень серьёзных, выдающихся вузов давали три таких задачки на аналитическое мышление. И только 48% из них смогли дать три из трёх правильных ответов. Хотя, казалось бы, элементарная школьная задачка. Даже в Гарварде 20% студентов дали три из трёх правильных ответа. Очень хорошие студенты систематически ошибаются в таких задачках.

В чём история здесь? Есть такая замечательная книжка, написана лауреатом Нобелевской премии Даниэлем Калибаном, называется «Думай медленно, решай быстро». Рекомендую всем эту книжку.

Калибан рассуждает о том, что у людей есть два способа мышления, он их называет: система один и система два. Система один – интуитивная, не требует вашего внимания, никаких умозаключений в вашей голове не происходит. А система два требует вашего внимания, но, к сожалению, мы часто ленимся её применять. Очень часто даже не задумываемся. А именно она способна исправлять ошибки, которая допускает система один. Получается, что есть такая проблема. И на самом деле, из-за этой проблемы в голову людей проникают самые важные ошибочные умозаключения, которые могут быть достаточно серьёзными в плане последствий.

Например, сходил человек к какому-то энерготерапевту, целителю. У него была какая-то проблема, эта проблема решилась, и он думает, что да, этот человек мне помог, этот человек — настоящий маг, экстрасенс или ещё что-то в этом роде. А могла ли эта болезнь пройти сама? У нас же нет альтернативной версии реальности, чтобы сравнить: а что было бы, если бы он не пошёл к этому целителю? Нет. У нас и нет большой группы людей, где мы бы проверяли воздействие целителя или его отсутствие. А после — не значит следствие.

Если петух прокукарекал, потом взошло солнце, то это же не значит, что если бы петуха не было, то солнце бы не взошло. Везде есть абсолютно аналогичные ситуации. Это не очень хорошее доказательство того, что целитель действительно обладает каким-то даром.

Вот этот пример — одна из ошибок мышления, мы их называем «когнитивными искажениями», которых очень много. Они порождают очень много разных мифов и заблуждений. Есть несколько способов, как с ними бороться.

Есть замечательная игра, которую можно скачать в интернете бесплатно, она называется «Fallacymania». Это карточная игра. Раскладываете карточки, на каждой из которых написана ошибка мышления. Например, апелляция к большинству — это про то, что большинство людей не могут ошибаться, да? Или апелляция к авторитету. Или «после – значит, следствие».

Человек получает карточку – и должен с помощью написанного на ней доказать что-нибудь. А остальные люди должны догадаться: какую ошибку, какой приём некорректной аргументации использует человек в ходе его доказательства. Если он справляется с этим, то получает балл.

Почему всё это важно и может влиять на жизненные ситуации? Мне больше всего нравится пример, который рассказывала на площадке TedTalks журналистка Кэрри Поппи. У неё была такая история. Ей показалось, что у неё дома завёлся призрак. Она приходила домой, ей было плохо, у неё были какие-то видения, и она даже пыталась освятить квартиру, чтобы прогнать этого злого духа. Но ничего не получалось.

Потом она обратилась к исследователям паранормального. Но это были скептики, которые попытались найти рациональное объяснение сверхъественного и предположили, что у неё может быть утечка газа. Она вызвала службу, они приехали, нашли утечку и оказалось, что её жизнь была таким образом спасена. Так что умение задуматься и посмотреть на альтернативное объяснение того, что происходит, может в некоторых ситуациях спасти вам жизнь.

Фото
Фото Freepik

Ну и, конечно же, критическое мышление очень важно в науке.

К сожалению, в школе очень часто учат, какие научные факты были установлены, но очень мало рассказывают о том, как эти факты были получены.

У нас в школе (я учился в гимназии 43 на Юго-Западе Москвы) был такой предмет «Основы научного метода», где нас учили, как правильно поставить эксперимент, как правильно анализировать результат этого эксперимента и как найти ошибки в этом эксперименте. Почему это важно? Мне кажется, что мы живём в эпоху, когда всё основывается на науке. Медицина основывается на науке, технологии основываются на науке и умение делать правильные выводы требует правильного понимания, что действительно научное, а что ненаучное. Нужно уметь отличать правильную аргументацию, корректные эксперименты от того, чем занимаются различные уже учёные, могут приобретать какие-то приборы очень дорогие на лечение болезней, препараты лекарственные, которые не работают.

Миллиарды денег уходят каждый год на пустышки абсолютные. Поэтому очень важно изучать критическое мышление и научный подход.

Ведущая: Классно! Александр, вас слушать действительно интересно. Прямо сейчас я буду отвечать на вопросы наших зрителей. Итак, у нас есть первый вопрос для Галины.

Галина, был ли у вас страх перед общением с людьми? Если да, то как вы научились его перебарывать? Можете говорить о себе, кстати.

Фото
Галина Боб. Фото предоставлено организаторами SmartFest

Галина: Страх есть, и он остаётся. Я говорю как нормальный живой человек. Началось всё с первого курса института, когда я сидела на задней парте. У меня был панический страх выхода на сцену. Была даже угроза моего отчисления.

Собственно, тогда я взяла себя в руки и начала как-то выходить на сцену. Я не знаю… Разговоры с собой. Очень часто я провожу такую методику — я нахожу 2–5 минуты, иду в пустую комнату, где тихо, и разговариваю сама с собой: «А что будет, если я не сделаю этого, что такого произойдёт?»

Или я стою за кулисами и про себя думаю: «Что будет, когда я выйду туда, что случится? Зритель обрадуется и будет аплодировать — плохого не случится».

Только разговоры самой с собой. Может, кто-то подумает, что я идиотка, но нет. Это действительно мне очень часто помогает. Вот так я борюсь со своими страхами каждый раз, даже перед эфиром я сказала себе: «Соберись! Там такие же люди. Они тоже волнуются. У них тоже, скорее всего, есть страх, может, не такой большой, но какой-то другой». Вот так я каждый раз себя убеждаю, что ничего плохого не произойдёт, наоборот, будет только хорошее.

Ведущая: На самом деле эта практика разговоров с собой, успокаивания самой себя, проведение этих бесед — она реально работает и можно применять это на практике. Следующий вопрос у нас для Екатерины:

Проблема заключается в коммуникации — очень жёсткая. Дочь в 13 лет не может выражать свои мысли. Доходит до того, что даже если она хочет чего-то сильно, но я не поняла её с первого раза, то ей проще сказать: ладно, не надо. С младших лет она очень закрытая, замкнутая. Как помочь такому ребёнку открыться и как научить её разговаривать?

Екатерина: Мне кажется, что здесь вопрос может быть не в самой коммуникации, а в том, что вообще приводит к такому поведению, к такой проекции. Что на самом деле происходит? Потому что, возможно, она не чувствует связь. Здесь мало вводных данных, чтобы конкретно по этому случаю дать рекомендацию.

Но в целом, ребёнку можно помочь. Во-первых, своим поведением — показать, как ты общаешься с людьми. Заходя в лифт, улыбнуться человеку, который тоже входит в этот лифт. Потому что мы сами очень часто блокируемся, у нас такое избегание срабатывает. Может быть, помочь ребёнку начать коммуникацию со сверстниками, предложить какие-то варианты. С ребёнком чаще обсуждать что-то, уделять больше времени. Или знаете, даже не больше времени, а выделять время на общение с ребёнком лицом к лицу, один на один.

У нас, например, есть традиция – в субботу мы уходим из дома в такое место, где находимся только вдвоём. Вне дома, в другой обстановке, без телефонов мы просто общаемся друг с другом. Когда нет телефонов и нет возможности избежать общения, то ребёнок реально начинает раскрываться. Вот эти часы общения «тэд ту тэд» формируют эмоциональную близость, поэтому не стоит этим пренебрегать.

Ведущая: Екатерина, спасибо! Следующий вопрос у нас для Александра от наших родителей.

Как развить критическое мышление как у вас? — спрашивает Мария.

Александр: Мне помогли уроки, которые были в школе. За это время я благодарен учителям. Чем больше мы знаем о тех способах, в которых наш мозг может ошибаться, тем реже мы совершаем ошибки.

Про это есть самые разные, в том числе экспериментальные работы.

Например, в одном исследовании попросили детей: «Сделайте прыжок, и посмотрим, на какое расстояние вы сможете прыгнуть. А теперь мы сделаем вам специальную присыпку, которая поможет прыгать дальше». Какая присыпка — не называют, но говорят, что это специальная научная разработка.

Они прыгают дальше. Почему? На самом деле — это эффект тренировки. Потому что второй прыжок всегда получается лучше, чем первый. Но дети думают, что присыпка сработала. Но потом им объясняют, что это была обычная мука. Дальше детям объясняют: «Вы подумали, что стали лучше других благодаря волшебному порошку, а на самом деле вы просто потренировались».

Далее эти дети участвуют совершенно в другом типе задания. Задание было такое: вы играете во врача и у вас есть лекарства, вы выписываете его каким-то пациентам, а каким-то не выписываете – и вам нужно понять, эффективно лекарство или нет, выздоровел пациент или нет. Там есть реальные лекарства, а есть неработающие – нужно понять, работает или нет.

Оказывается, дети, прошедшие странный эксперимент с мукой, с меньшей вероятностью приходят к выводу, что неработающее лекарство эффективно. Вот это очень интересный такой психологический момент. Люди учатся на своих ошибках.

Я написал книгу, она называется «Защита от тёмных искусств. Путеводитель по миру паранормальных явлений». Эта книжка про то, какие вообще бывают глюки человеческого мозга и почему мы верим в страшные вещи.

Фото
Александр Панчин, фото предоставлено организаторами SmartFest

Ведущая: А я сейчас поняла, почему я не решила первую задачу. Вы просто не посыпали меня присыпкой. Вот сейчас, после этой присыпки я бы сразу дала вам верный ответ. Слушайте, на самом деле эта штука работает в абсолютно разных областях, можно детей таким образом мотивировать.

Классный у нас получился эфир. Спасибо огромное нашим экспертам!

Сегодня мы вместе с Александром Панчиным, Екатериной Шрейнер и Галиной Боб разбирались, что же такое гибкие навыки, софт-скиллы, хард-скиллы.

На самом деле, тема очень сложная, но у нас получился светлый, добрый и мотивационный, доступный для многих детей и родителей эфир. Спасибо большое!

Фото
Фото Freepik

Также рекомендуем вам прочитать ещё одну интересную статью: Как развить в ребёнке уверенность в себе

 

Весь эксклюзив в Телеграм!
Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА 0
Загрузка...

Понравилась статья? Поделитесь ей:


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении